Молитва или добрые дела?

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В Великий Вторник в храме читают притчу о Страшном Суде. Из нее становится очевидно, что богослужение — не главное для спасения. Зачем же мы приходим в храм? Размышляет волонтер фонда Роман Попков.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. 

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?»

Евангелие от Матфея,
глава 25, стихи 31—37

После чтения притчи возникает вопрос: зачем я пришёл в храм, если Господь спросит меня не о посещении храма, а о помощи ближним? Я пришёл на бого-служение и услышал, что служение Богу заключается в чём-то другом.

В притче те, кто оказался по правую сторону от Господа, искренне удивлены. «Когда мы послужили тебе, Господи? Нас окружали люди, но Тебя среди них не было!». Получается, помогая ближним, они не думали, что служат Богу и их дела записывают «где-то там». Но как мы можем не думать о спасении?

Помнить

У любой семьи есть значимые семейные даты. Например, если у кого-то в семье есть ветераны Великой Отечественной, то День победы для них особо значим. Семья устраивает праздничный обед, идёт на парад, поёт военные песни, вспоминает своих родных. Через эти действия ныне живущие становятся причастными истории, становятся ближе к жизни своих предков.

В Ветхом Завете у Израиля, потомков Авраама, также были важные события в истории: исход из Египта, завоевание земли обетованной, восстановление Иерусалимского храма. Это события не только человеческой истории, но и божественной. Вспоминая их, израильский народ воспевал Бога, явившего в истории свою спасительную силу.


Первосвященник Ездра молится при закладке нового Иерусалимского храма

В Новом Завете центральное событие — приход в мир и Воскресение Христа. Результат грандиозен: самой смерти вынесен смертный приговор! Мы приобщаемся к этому чуду через Предание Церкви. Богослужебные тексты, Таинства, сочинения святых отцов помогают забыть о грехах и мнимых добродетелях, сосредоточиться на Боге.

Таким образом, память — важнейшая часть духовной жизни.

Благодарить

«Первое, главное, источник всего: “Да возрадуется душа моя о Господе…”. Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не “освобождают” от мира и его соблазнов. Радость — основа свободы, в которой мы призваны “стоять”». Бог предлагает своё прощение и исцеление – прими их и благодари Его. Мы, как и народ Израильский, собрались, чтоб радоваться пред лицом Господа. У нас есть бесценное право прославлять Творца и Спасителя. Право и право, а не тяжкое бремя!»

Прот. Александр Шмеман,
«
Дневники»

Благодарение, о котором говорит о. Александр, мы находим повсюду: песнь Богородицы «Величит душа моя Господа», «Ныне отпущаеши» Симеона Богоприимца, псалмы и славословия в Откровении Иоанна Богослова, гимны о Христе в посланиях апостола Павла.

Славословие — центр православного богослужения. В богослужебных текстах мы слышим о творении мира, грехопадении, спасении от египетского рабства, долгом пути Израиля к Боговоплощению, Божьей верности Завету; далее — о Воскресении Сына Божьего — новом творении, спасении от греха и смерти, ниспослании Духа Святого и многом другом. Мы почти ничего не просим, а только все вместе воспеваем спасающего нас Бога.


Великое словословие — один из центральных моментов праздничной службы Утрени

Иногда богослужебные тексты напоминают о греховности и неверности, чтобы на этом тёмном фоне ещё ярче блистал свет божественного прощения: Бог протянул нам руку, предложил идти вместе с Ним в Его Царство. Мы должны отказаться от попыток самоискупления и понять: спасение – незаслуженный дар.

Память о Боге мы выражаем через благодарение. Так мы становимся ближе к Нему.

…и делать добрые дела

Так добрые дела не нужны? Если путь к Богу лежит через память и благодарение — может быть, останемся в уютном церковном мирке и будем наслаждаться отношениями с Богом? 

Нет. Спасение — не только дар, но и призвание. Ту любовь, которую Бог изливает на нас, которую преподает в таинстве Евхаристии, мы должны нести людям. Мы призваны отражать тот свет, которым нас освещает Господь. Если мы живём с Богом, если мы позволили Ему пребывать среди нас — значит, Царство Божье уже среди нас.


«Христос посреди нас» — так приветствуют другу друга священники перед  Причастием

Богослужение — не повинность и не замена добрых дел. Это семейный ужин за столом Господа. Когда любовь, царящая в Царстве Христовом, поселяется в сердце, добрые дела становятся естественны. Мы не «зарабатываем» спасение, а помогаем другим бескорыстно, без страха наказания и желания награды.

Итак, нет альтернативы — богослужение или добрые дела. Есть Божья любовь, живущая в сердце, и ее свободное излияние на людей в добрых делах.

Всё о страстной седмице
Подборка материалов медиатеки

Началось самое главное время в жизни православного христианина. Чтобы прожить это время более  осознанно, чтобы лучше понимать, что происходит в храме — воспользуйтесь нашими материалами.

Можно скачать файл в высоком разрешении (12 Мб) и распечатать его на А3.

Подробно рассказывает о Страстной седмице лекция Ильи Александровича Красовицкого — опытного церковного регента и преподавателя ПСТГУ. У каждого дня — своё посвящение, свой порядок и свои особенности богослужения. Все это разобрано в лекции.

Основная книга, которая звучит в храме в дни поста — это Постная Триодь. Супруга Ильи Красовицого Мария Сергеевна рассказывает: как появилась эта книга, кто и зачем ее написал, а главное — как ее лучше понимать и любить. Лекция получилась очень яркой и поэтичной — как сама Постная Триодь. Рекомендуем.

Саму Постную Триодь вы также можете скачать у нас в медиатеке. Есть вариант на церковнославянском и русский перевод о.Амвросия (Тимрота). По этой книге вы сможете следить за тем, что читают  и поют в храме.

Хорошей недели!

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle