Между язычеством и иконоборчеством

Монахиня Елисавета (Сеньчукова)

Религиовед и журналист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Святитель Григорий Палама помог указать золотую середину: где воспринимается благодать – там вера, где воспринимается рисунок – там язычество, где ничего не воспринимается – там ересь.

В минувшее воскресенье мы вспоминали победу иконопочитания над иконоборчеством, в грядущее – святителя Григория Паламу, автора последней фундаментальной богословской концепции – о различении сущности и энергии в Боге.

С чего вдруг Великим постом такой интерес к какому-то высокоумному богословию? Попробуем порассуждать.

На самом деле темы двух воскресных дней между собой связаны математически. Поклонение Богу относится к почитанию икон так же, как Божия энергия относится к Его сущности. И точно таково же соотношение человека как образа Божия в человеке и человека, спасаемого жертвой Христовой. Мы поклоняемся Богу, но приобщаемся Ему через благодать.

Есть такое понятие в феноменологии религии – манифестация Божества. По-нашему, – явление, демонстрация присутствия. В христианстве полная манифестация Бога, прямо Теофания, явление Бога – это Боговоплощение, когда Он присутствует в мире Сам, для всех. Индивидуальные манифестации, для конкретных людей, в большом количестве описаны в Ветхом Завете: явление Бога в виде трех путников Аврааму, в неопалимой купине Моисею и в непосредственном диалоге на Синае, в виде ориентиров для евреев, уходящих из Египта, – облачного и огненного столпов, в прохладном ветре – Илии. В Евангелии тоже описаны как минимум две манифестации Божества, кроме Самого Христа: обетование о Церкви («Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них») и установление Евхаристии («Сие есть Тело Мое… Сия есть Кровь Моя»). Исторически манифестаций Божества гораздо больше, просто они менее значимы. Чувство предстояния перед Богом в молитве, Его призыв к конкретному человеку, чудеса или воспринимаемые как чудеса совпадения, ощущение соприсутствия со Всевышним при встрече с праведностью – субъективно человек воспринимает все это именно как явление Бога.

Отнимите иконопочитание – и вы не только пошатнете правильное восприятие догмата о Боговоплощении (Бог стал настоящим человеком – это значит, что Его можно изображать, и исполняющие волю Его – праведники – тоже Его изображения), но и лишите людей возможности ощутить Его наглядно. Написать, посмотреть, поцеловать. Лишите их постоянного соприсутствия с Господом, причем доступного для каждого, не только для непрестанно молящегося исихаста.

Григорий Палама занимался как раз защитой непрестанно молящихся исихастов, но его учение о Нетварных Божественных энергиях важно скорее для простых верующих, предающихся далеко не только молитве. И с иконопочитанием это связано самым прямым образом: если икона – это просто рисунок, символ, отсылающий к Боговоплощению, то никакой манифестацией она не является. И считать, что она указывает на пребывание здесь и сейчас Бога – это форменное язычество. Но если икона хранит в себе именно Нетварную энергию, то есть сияние Самого Бога, от Него не отделимое, то она являет Его присутствие, указывает на Него с полным правом.

Такое и только такое понимание иконы верно и православно. Известно, что иконоборчество возникло во многом как реакция на неадекватное отношение к иконам: например, соскребание красок с доски и их поедание. Знаете, как сейчас земельку с могилочек праведников некоторые едят? А другие этому умиляются – дескать, простая народная вера! Простая народная вера это только в одном случае: если сие странное действие отрефлексировано как встреча с Богом или с Его святым. В любых других случаях («помогает от болезней», «чувствую благодать» и прочие невнятные или слишком конкретные формулировки) – нет, друзья, это не простая вера, это рецидив язычества.

Так вот, святитель Григорий Палама, человек с хорошим образованием и острым умом, сам того не желая, помог четко указать золотую середину между языческим поклонением изображениям и иконоборчеством: где воспринимается благодать – там правая вера, где воспринимается рисунок – там язычество, где ничего не воспринимается – там ересь.

Ну хорошо, а зачем нам все это в Великий пост? Что, в другое время нельзя богословием позаниматься? Можно. Но еще раз вспомним: куда нас ведет этот период? Правильно, к Воскресению. А Воскресение это что? Восстановление человеческой природы, уничтожение смерти. А почему оно стало возможно?

Потому что Христос – истинный Бог и совершенный Человек, воплотившийся от Святого Духа и Девы Марии – пострадал и умер на Кресте.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle