Кто такой Левиафан?

Иерей Алексий Волчков

Директор Школы библейской филологии, преподаватель СПбДА.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии». Рассказчик — иерей Алексий Волчков. Смотрите ролик или читайте его расшифровку:

Дорогие друзья, у нас сегодня беседа в жанре «Библейские слова в обыденной жизни» и сегодня мы поговорим о Левиафане. Известное слово, которое вошло в плоть культуры европейцев. Есть сочинение Гоббса «Левиафан», есть и понятие о Левиафане как о чем-то могучем, неподконтрольном власти человека, чья сила выше всех наших сил и усилий. Недавно вышел фильм нашего режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», и поэтому это слово нам всем знакомо. Впрочем, вот что еще называли Левиафаном люди в разные времена: газовые месторождения, разные виды вооружения — военные корабли, танки. Так назывался роман Бориса Акунина. У всех этих предметов есть нечто общее — это нечто громадное, мощное, вызывающее ужас.

Немногие люди знают, что Левиафан «родом» из Библии. В Библии несколько раз упоминаются Левиафаны, по-еврейски Ливъятан, и есть множество статей и книг, в которых описываются эти существа. Упоминаются в Библии и такие первобытные чудища, как Бегемот, Море-Ям, Рахав, Змей.

Этимология слова «Ливъятан» определяет его изначальное значение как «скрученный, свитый». Такие слова, как «венец», «петля», являются однокоренными с ним. Нечто живет в море, извивается, вьется и является воплощением чего-то первобытного и могучего.

Многие считают, что у Бегемота и Ливъятана были взаимоотношения. Бегемот жил на суше, Левиафан — в море, и между ними были своеобразные отношения, как у Чужого и Хищника. В Талмуде же сказано, что ни у одного, ни у другого существа пары не было, так как Всевышний уничтожил их пары, чтобы эти чудища не могли размножиться, потому что их сила почти сопоставима с силой Бога.

Как интерпретируется образ Левиафана и Бегемота в Библии? Есть две тенденции, и одна из них более древняя. Левиафан считался древним соперником Бога, который был почти равен по силе с Богом, и боролся с ним. Жители Месопотамии считали, что Бог создал мир из трупа побежденного змееобразного чудища. Конечно, в Библии не рассказано об этом явно, но отголоски предания о том, что была некая первобытная битва Бога с неким древним гадом, которого Бог одолел, остались. Например, смотрим псалом 73, стих 14: «Бог сокрушил голову Левиафана, отдал его в пищу людям». Или пророк Исайя, глава 27, стих 1, пишет: «В тот день поразит Господь мечом своим тяжелым, большим и крепким Левиафана, змея прямобегущего, и Левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское». То есть Бог уже победил это чудовище, но во времена Апокалипсиса он победит его окончательно. Как отмечает Талмуд, из кожи Левиафана Господь сделает палатки, в которых будут жить праведные израильтяне. А мясо Левиафана будет подано на пире, в котором будут участвовать Авраам и все праведники.

Есть и другая традиция интерпретации образа Левиафана, более экологичная по отношению к древним чудищам. Псалом 103, читаемый каждый день на вечерне в каждом православном храме, говорит: «Это — море, великое, пространное. Там — пресмыкающиеся, которым нет числа, животные и малые, и большие. Там плавают корабли, там этот Левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» (Пс 103:25-26). Здесь Левиафан предстает как часть экосистемы, которую сотворил Бог, чтобы он играл в океане и радовал этим Бога.

Книга Иова также уделяет много внимания первобытным существам. Главы 41 и 42 целиком посвящены описанию Бегемота и Левиафана. Там есть слова: «Нет на Земле подобного ему, он сотворен быть бесстрашным, на все высокое смотрит смело, как царь» (Иов 41:25). Левиафан описывается как царственное существо, на которое невозможно возложить ярмо, которому невозможно вдеть кольцо в нос, которое нельзя обуздать. Бог говорит Иову: я создал Левиафана, и Бегемота можешь ли ты сотворить подобное? Я — Бог, а ты — Иов.

В апокрифических и новозаветных текстах торжествует негативное отношение к этим тварям. В Откровении Апостола Иоанна описывается «зверь, выходящий из моря с семью головами», — это Левиафан. «Большой дракон с семью головами» — тоже. В Откровении так же описывается последняя победа Бога над всеми его врагами, и будет низвержен древний дракон, древний змей, и Сатана. То есть Левиафан отождествляется с Сатаной.

Однако все же отношение к Левиафану в корпусе библейских текстов дает большую надежду на то, что и люди, и звери, и даже древние чудища — Левиафаны и Бегемоты — однажды будут жить мирно.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle