“Главное, не сломаться и не отчаяться. Все так и задумано”.
В середине Четыредесятницы на центр храма вынесут крест, и зазвучит скорбно-торжественное: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
К чему такая спешка? Через несколько недель и Кресту поклонимся, и Воскресение восславим. Зачем повторяться?
Великий пост – явление, с одной стороны, уставное, с другой – очень личное. Как я раньше уже писала, совсем проигнорировать его нельзя. Устав немного облегчает его прохождение, снимая многие сложности индивидуального подхода: за образец берем Типикон, а дальше потихоньку «подкручиваем» под свои силы. Но как бы мы ни облегчали себе жизнь, если мы хотя бы в чем-то себя ограничим, через пару недель устанем. Не обязательно физически. Нам может просто надоесть. Ты ограничился в развлечениях? Ну сколько можно, хочется на концерт сходить, поплясать. Ты выкуриваешь полпачки дамских сигарет вместо обычных двух пачек «Беломора»? Да достал этот дым сигарет с ментолом, хочется резкого табачного запаха. Ты постишься по уставу, с сухоядением в будние дни? Да видеть уже невозможно кислую капусту и овсянку на воде. В чем вообще смысл всего этого самобичевания?
Короче говоря, твоя личная пустыня страстей, о которой шла речь на позапрошлой страничке моего дневника, становится пустой не только от страстей (в основном от страсти чревоугодия, и то если повезет), но и от смыслов.
Главное, не сломаться и не отчаяться. Все так и задумано. Напоминаю, в какую Землю обетованную мы идем. Евреи ходили по Синайской пустыне сорок лет, а у нас вот день за год. Идем мы за Христом в Иерусалим. И там Его ждет Крест. Посмотрим на него еще раз, внимательно посмотрим.
Распятие – казнь мучительная и унизительная. В ней нет вообще ничего возвышенного и романтического – ни последнего взгляда из-под гильотины или виселицы, ни исполнения последнего желания. И когда мы смотрим на Крест Христов, мы должны вспомнить последовательность событий: популярный у черни Проповедник обвинен в преступлениях против веры и государства, ученики испугались и разбежались, Проповедник казнен таким вот отвратительным способом. Даже не камнями закидали по-отечески, что ж с них возьмешь, – оккупанты, язычники, ритуально нечистые. И любимый праздник, Песах, отметить не дали.
Тело Христа изувечено Крестом, чтобы через три дня воскреснуть и остаться на земле навеки в виде Церкви. Поэтому мы и воспеваем Крест, оружие победы, мост к Воскресению.
Наши тела устают от ограничений, чтобы через несколько недель отпраздновать Пасху – всем вместе, Единым Телом Христовым, Его Церковью. Поэтому мы и продолжаем пост, оружие против нашей личной темноты, наш личный мост к Воскресению.
Сравнение несколько высокопарное, но достаточно наглядное. Наш пост перед Крестными страданиями столь же ничтожен, сколь унизительна поспешная казнь из зависти. И вот из этого ничтожества и унижения рождается радость. Но до нее еще идти и идти. Направление указано стрелкой – лежащим на аналое крестом.