Компас на пути к Пасхе. Неделя святителя Григория Пала́мы

Диакон Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери "Знамение" (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться. 

История возникновения

Второе воскресенье Великого поста в современной богослужебной традиции связано с именем выдающегося богослова XIV столетия святителя Григория Паламы (1296–1357 гг.). Его память отмечается дважды в году: 14/27 ноября (дата кончины святого) и во 2-ю Неделю Четыредесятницы. Общецерковное почитание было установлено почти сразу после кончины святителя – в 1368 году. Но практика совершения службы святителю Григорию в Великом посту возникла в Греции не раньше второй половины XV века, а ноябрьская память совершалась уже к последней четверти предыдущего столетия.

Однако причины установления триодной памяти святителя не до конца понятны. Точно известно, что богослужение святому вытеснило более древнее последование. Оно было посвящено притче о блудном сыне. С того времени чинопоследование заняло одну из подготовительных Недель к Великому посту, но некоторые молитвы до сих пор сохранились в богослужебных текстах второй Недели поста.

В русской традиции совершение памяти святителю Григорию во второе воскресение Четыредесятницы появляется только в XVII веке. По́зднее появление великопостной памяти святителю связано со следованием греческой практике XV столетия. О новой дате почитания было неизвестно в связи с разрывом отношений между Русской и Константинопольской Церквами в середине того же века.

Значение

Святитель Григорий защищал православное учение о том, как сотворенный мир и Бог связаны между собой, и может ли человек как-то познать Бога при земной жизни. Он говорил, что Бог поддерживает бытие мира Своими творческими энергиями. Эти энергии человек имеет возможность увидеть при жизни. Одним из их проявлений был Фаворский свет во время Преображения Спасителя. Этот свет видели апостолы, а впоследствии и некоторые христианские подвижники. Более того, такой свет является отражением образа Божия в человеке.

Это воспевается и в одном из тропарей в каноне святителю:

Церковнославянский текст:
Зерца́ло Божие был еси Григорие: е́же бо по образу нескве́рное соблю́л еси, ум же владыку на страсти плотски́я му́жески поставив, еже по подобию восприя́л еси. Отону́дуже дом был еси Святыя Троицы светле́йший.
  Русский текст:
Зеркалом Божиим ты стал, Григорий, ибо по образу Божию созданное естество непорочным сохранил; ум же владыкой над страстями плотскими мужественно поставив, то, что по подобию Божию приобрел. Потому соделался ты домом Святой Троицы светлейшим.

Святитель сформулировал главную цель христианской жизни – обо́жение. Оно заключается в том, что мы имеем возможность посредством несотворенных энергий соединиться с Богом.

Богослужебные особенности

Как и в предыдущую седмицу, в среду и пятницу служат Литургию Преждеосвященных Даров. А накануне субботы – заупокойное богослужение.

Обычно со второго воскресенья Великого поста в храмах начинают совершать па́ссии (с лат. – «страдание»), которые в строгом смысле слова не являются уставным богослужением. Чин пассии был составлен святителем Петром (Могилой) в XVII веке.

Па́ссии продолжаются в течение четырех воскресных дней. Чинопоследование особым образом акцентирует внимание верующих на страданиях Иисуса. Поэтому в каждое из воскресных дней на этом богослужении прочитывается одно из повествований Евангелия о страстях Христовых: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. По окончании богослужения молящиеся поклоняются Распятию, которое традиционно ставится на время службы в центре храма.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle