История возникновения
Воскресный день, который предшествует Пасхе Христовой и открывает собой Страстную седмицу, имеет несколько названий. Во-первых, в этот день отмечается двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. И это первое наименование. Второе название, Неделя ваий (от греч. — пальмовая ветвь), или Пальмовое воскресенье, дано в связи с символикой события и богослужебным празднованием, где важное место занимают пальмовые ветви. Так как на Руси найти это растение было невозможно, то его заменили вербами. Отсюда третье имя — Вербное воскресенье. Наконец, в славянских богослужебных книгах этот день именуется Неделей цветоносной (или цветной). Это связано с тем, что в природе к этому времени многие растения начинают распускаться и цвести.
Время установления праздника достаточно раннее. О нем в III веке упоминает в одном из своих поучений святитель Мефодий Патарский. А богослужения и особенности его совершения в IV веке описывает в своих воспоминаниях паломница Этерия.
В древней иерусалимской богослужебной традиции в этот день совершалось шествие верующих с пальмовыми ветвями. Процессию возглавлял епископ, восседавший на осле.
Как минимум с XVI века на Руси в этот день также совершалось шествие на осляти. Патриарх или архиерей ехал верхом на осле, которого вел под уздцы сам царь или кто-нибудь из знати. Этот чин с конца XVII века сохранился только на патриаршем богослужении. А со времени правления Петра I вовсе перестал совершаться.
Значение
Одно из главных событий последних дней земной жизни Спасителя описано всеми евангелистами. Оно, с одной стороны, неразрывно связано с чудом воскрешения праведного Лазаря, а с другой — является началом Страстной седмицы. Поэтому этот праздник наполнен одновременно и радостью, и печалью.
Вход Господень в Иерусалим — это осуществление ветхозаветного пророчества Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9). Вхождение в сердце Израиля является одним из последних знаков для народа о том, что Иисус — Мессия.
При описании этого события евангелисты подчеркивают царственное достоинство Спасителя. Но это и один из этапов на пути ко Кресту и шествие на Страсти.
Эта тема раскрывается и в богослужебных текстах праздника:
Церковнославянский текст: Честно́е воскресение Твое прообразу́я нам, воздвигл еси уме́ршаго повелением Твоим, бездыха́ннаго Лазаря друга Блаже, из гроба четверодневна смердяща. Темже и на жребя возшед о́бразно, якоже на колеснице носи́м, язы́ки укротева́я Спасе. Сего ради и хваление приносит возлюбленный Израиль из уст ссущих, и младенец незлобивых, зрящих Тя Христе, входяща во святый град, прежде шести дней Пасхи. | Русский текст: Священное воскресение Твое предзнаменуя нам, Ты, Благой, умершего друга Твоего Лазаря воздвиг повелением Своим, из гроба на четвертый день, бездыханного, смердящего. Потому и на осленка Ты воссел, Спаситель, как на колеснице носимый на нем, образно призвание язычников тем предвещая. Потому и хвалу Тебе приносит возлюбленный Израиль устами грудных младенцев и детей беззлобных, видящих Тебя, Христе, входящим во Святой Град за шесть дней до Пасхи. |
Богослужебные особенности
Почти все воскресные особенности (например, пение «Воскресение Христово видевше», «Ангельский собор», «Свят Господь Бог наш» и др.) уступают место молитвословиям праздника.
Главной «видимой» особенностью богослужения является освящение ваий, а в нашей традиции — вербы. Этот чин совершается на Утрени. Священник читает особую молитву на освящение ваий, после чего трижды окропляет их святой водой.
Святитель Иоанн Златоуст и другие отцы Церкви свидетельствуют, что в их время (IV в.) молящиеся стояли во время богослужения с ветвями и зажженными свечами. Этим изображалась встреча Господа при входе Его в Иерусалим. Распустившиеся ветви служат знамением победы над смертью и Воскресения Христа. А свечи означали величие и светлость торжества Воскресения Спасителя.
В день праздника совершается Литургия по чину святителя Иоанна Златоуста, а не как в прошлые воскресные дни Четыредесятницы — святителя Василия Великого. Вместо изобразительных антифонов (попеременное исполнение, то есть двумя хорами, псалма с припевом) поются праздничные. На входе с Евангелием произносится стих из 117-го псалма: «Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам».
Сразу после праздника наступает особое время перед Воскресением Господним — Страстная седмица. Эти дни значимы как с богословской точки зрения, так и с литургической. В песнопениях Постной Триоди Церковь призывает верующих пойти за Христом, сораспяться с Ним и стать наследниками Царства Небесного. Всю седмицу не поминают усопших и не совершают память святых. Все эти дни посвящены исключительно воспоминанию страданий Спасителя и Его Крестной смерти.
В первые три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В среду в конце Литургии последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
В Великий Четверг воспоминаются четыре события: установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере и умовение Спасителем ног Своих учеников в знак смирения и любви к ним; молитва Иисуса в Гефсиманском саду и предательство Иуды. В этот день совершается Литургия святителя Василия Великого. Вместо Херувимской песни поется следующее песнопение: «Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м».
Вечером накануне Великой пятницы читаются 12 страстны́х Евангелий, в которых повествуется о последних часах земной жизни Иисуса Христа. Литургия в пятницу не совершается. На Великой вечерне, которая относится уже к Великой субботе, в центр храма выносится плащаница с изображением Спасителя. На Утрени совершается крестный ход с плащаницей вокруг храма в память о погребении Спасителя. Все действия, которые происходят обычно на солее (возвышение перед алтарной преградой), переносятся в центр храма к плащанице. Литургия святителя Василия Великого в субботу соединяется с Вечерней, на которой читают 15 паремий. В древности в это время совершалось Таинство Крещения. Об этом свидетельствует также пение «Елицы во Христа крестистеся», а не «Трисвятого». Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча…».
В Великую субботу заканчивается пение Постной Триоди. Главной богослужебной книгой вплоть до Недели всех святых становится Пентикостарион, или Цветная Триодь. Греческое название отражает то, что книга включает в себя молитвы главных богослужений в течение 50 дней от Пасхи. Славянское название дано в связи с тем, что ее использование совпадает с началом весны — временем цветения растений в природе.