Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться.
История возникновения
Четвертое воскресенье Великого поста посвящено преподобному Иоанну Ле́ствичнику – монаху Синайской горы, который жил в VI–VII вв. и пребывал в аскетическом подвиге в течение 67 лет.
Как минимум с X века Иоанн Лествичник почитался как святой. Согласно студийской традиции богослужебного устава, его память совершалась только 30 марта. Но иерусалимский устав предписывал отмечать, кроме этой даты, еще и в 4-ю Неделю Четыредесятницы. Изначально богослужебные тексты святому были немногочисленны, а сам день памяти не имел праздничных особенностей. Но постепенно ситуация менялась, в результате чего стали появляться дополнительные молитвы святому.
Значимость преподобного и его подвигов для Церкви возрастала, и его память стали выделять особым образом. Для древних христиан пост заключался в лишении ежедневной Евхаристии. Но если нет Евхаристии, то нельзя отметить должным образом и память особо чтимого святого. В связи с этим все праздники (памятные даты) переносились на субботу и воскресенье, когда совершалась Литургия святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста. Так, перенесли с будней и стали совершать почитание в воскресный день двух преподобных: в 4-ю Неделю – Иоанна Лествичника, а в 5-ю – Марии Египетской.
В великопостный период память святому появляется в греческих рукописях только в XIV столетии. А в славянской Постной Триоди (богослужебной книге, которая содержит молитвы подготовительных дней и Недель к Великому посту, непосредственно Четыредесятницы и Страстной седмицы) службы преподобному Иоанну не было вплоть до середины XVII века.
Значение
Главное аскетическое творение преподобного Иоанна – «Лествица» (лестница). Он указывал на необходимость духовного учительства не по книгам, а из собственного опыта: «Истинный учитель тот, кто непосредственно принял от Бога книгу духовного разума, начертанную в уме перстом Божиим, т. е. действием осияния, и не требует прочих книг». Труд состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Число тридцать – не случайно. Оно указывает на число лет земной жизни Спасителя до Его выхода на проповедь и общественное служение.
Лестница является символом, говорящим о необходимости самосовершенствования и восхождения к Богу. Также она указывает на постепенность этого восхождения. Часто такой образ можно встретить в Библии. Наиболее ярким примером является видение лестницы Иаковом (Быт 28:12).
В «Лествице» расположены в естественном порядке добродетели: от низшей к высшей. А их венцом является любовь.
Пример преподобного Иоанна Лествичника говорит нам о том, что приближение к Богу возможно посредством аскетического и духовного делания:
Церковнославянский текст: Дом Бо́жий я́ко вои́стинну, самаго́ себе́ соде́лал еси́ о́тче, Боже́ственными твои́ми доброде́тельми: я́ве украси́в я́ко зла́то све́тлое, ве́ру, наде́жду, и любо́вь и́стинную: Боже́ственныя зако́ны излага́я, воздержа́нием обучи́вся я́ко безпло́тный: ра́зум, му́жество, целому́дрие стяжа́в, смире́ние, и́мже возне́слся еси́. Те́мже и просвети́лся еси́ моли́твами непреста́нными, и небе́сная прия́л еси́ селе́ния, наста́вниче Иоа́нне о́тче наш. | Русский текст: Домом Божиим воистину ты самого себя соделал, отче, божественными твоими добродетелями: верой, надеждой, и любовью истинной явно украсившись, как золотом сияющим. Ты Божественные законы изложил; подобно бесплотному воздержанием обучился рассудительности, мужеству, целомудрию; стяжал смирение, которым и возвысился. Потому и просветился непрестанными молитвами и достиг обителей небесных, наставник и отец наш Иоанн. |
Богослужебные особенности
Воскресное богослужение 4-й Недели Великого поста не имеет значимых особенностей. А вот следующая за воскресеньем седмица отличается сразу несколькими богослужениями, которые бывают только раз в году.
Во-первых, в среду вечером совершается так называемое «Мариино стояние». Это богослужение (Утреня), на котором полностью читают Великий канон преподобного Андрея Критского (в четырех частях он читался на первой седмице Великого поста). В связи с чтением канона в четверг положено совершать Литургию Преждеосвященных Даров.
Кроме того, мы услышим житие преподобной Марии Египетской. Оно разделено на две части. На Вечерне единственный раз в богослужебном году положено петь 24 стихиры (по числу букв в греческом алфавите) на «Господи, воззвах». Стихиры имеют покаянный характер и были написаны все тем же святителем Андреем Критским. Каждая из них имеет одно и то же окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
Во-вторых, накануне субботы совершается служба «Похвалы Пресвятой Богородицы». В пятницу на Утрени читается акафист Божией Матери, который разделен на четыре части: по три икоса и кондака в каждой. Все чтения, которые начинаются и завершаются пением «Взбранной Воеводе», совершаются на середине храма.