Как вылечить гордыню

Петр Дмитриевский

Практикующий психолог, психотерапевт

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

На дни Великого поста мы подготовили для вас проект «Семь страстных помыслов: взгляд психолога». Психологи комментируют такие греховные помыслы, как гордыня, гнев, блуд, уныние, чревоугодие, сребролюбие, тщеславие, – и рассуждают о «психологической» помощи в этих проблемах. Сегодняшний разговор – о гордыне. Что это такое с точки зрения психолога?



В народном восприятии православная аскетическая традиция обычно противопоставляется психотерапевтической логике. Принято считать, что в православных аскетических текстах написано: чтобы не впасть в страсть гордыни, человеку нужно говорить, что я хуже всех. В то время как в психотерапевтической логике нужно бороться с низкой самооценкой и всячески ее повышать. Иногда эти различия действительно имеют место, иногда это противопоставление несколько преувеличено.

Давайте более подробно посмотрим, что имеется в виду под страстью гордости. Речь тут идет о превозношении над другими, об осуждении братьев, о приписывании себе всех подвигов и добродетелей и непризнании за своими успехами вклада Бога. И в целом об отвержении Божией помощи. Конечно, психологи и психотерапевты не оперируют категориями страсти или греха, однако же в наблюдениях психологов есть такой кластер расстройств, которые называются нарциссическими. И когда описывают таких людей, здесь есть что-то похожее на описание страсти гордыни. Например, такие люди постоянно сравнивают себя с другими. Они мыслят свою жизнь в основном в категориях успеха – провала. При этом, когда они достигают успеха, довольно короткое время остаются довольными, поскольку всё равно в окружении находится кто-то, кто успешнее их. И соответственно, они всё равно через какое-то время чувствуют себя неудачниками. Эти люди чрезвычайно боятся опозориться, и в целом очень напряжены относительно того, заметят или не заметят какие-то их ошибки или поражения.

Что с этими людьми произошло? Какие есть причины того, что человек оказался так устроен? Вероятно, когда он рос, формировался, то ли ему действительно это говорили родители, то ли он так услышал, но в его представлении возникла видение, что он достоин любви, только если будет соответствовать ожиданиям значимых для него людей. Причем неважно, что это будут за ожидания, в одних случаях это цитирование наизусть поэтов, в других – какие-то успехи в области физкультуры, тем не менее так случилось, что он решил: его реальный внутренний мир, его реальные желания, боль, интересы – это что-то не очень важное. А самое важное – соответствовать ожиданиям близких людей. И вот это плохое знание, плохое понимание самого себя и большое желание ориентироваться на мнение другого человека осталось с ним. И второе – как-то так сложилось, что его попытки обратиться за помощью, когда он оказывался в ситуации нуждаемости или уязвимости, не очень ближними поддерживались.

Так или иначе у него возникло ощущение, что быть уязвимым, нуждаться в помощи другого человека – это унизительно, это тоже препятствует возможности уважать себя и препятствует возможности быть любимым. Получается, что, с одной стороны, окружающие люди для этого человека важны, их взгляд на него очень важен, он очень надеется им понравиться, а с другой стороны, для него очень болезненно обращаться к другим людям за помощью, быть видимым, быть замеченным, и поэтому он часто делает всё, чтобы в окружающих людях не нуждаться. Сделать всё самому, сделать лучше всех – и в этом смысле это описание похоже на описание страсти гордыни, где также человек всячески избегает показаться уязвимым и всячески избегает замечать вклад других людей и Бога в его жизнь.

О чем можно было бы поразмышлять в Великий пост или в другое благоприятное время людям церковным и людям неверующим в связи со страстью гордыни или в связи с нарциссическими сложностями, если выражаться психотерапевтическим языком? Я предлагаю подумать о том, есть ли в моей жизни какие-то отношения, в которых у меня нет задачи оценивать их с точки зрения успешности – неуспешности, а в которых у меня есть возможность испытывать какие-то простые, человеческие, теплые чувства. Начать предлагаю с чувства сострадания. Есть ли человек, которому я сострадаю, независимо от того, успешен он или нет? И даже шире – а бывают ли ситуации, в которых бы я мог посочувствовать самому себе? Не только упрекать себя, не только стыдить, не только хвалить, но ещё и просто по-человечески посочувствовать.

Еще некоторые важные чувства – благодарность, например. Есть ли какой-то человек, к которому я испытывал бы благодарность? Это тоже чувство, которое, замечено, позволяет снизить вот эту нарциссическую раздутость инструментального отношение к людям. Кроме того, есть такие чувства, как умиление и нежность, и тоже, если вы это чувство как-то замечаете в течение Великого поста или в другое время, то мне кажется, вы тоже сделаете отношения с самим собой и с другими людьми чуть более теплыми. И это тоже будет профилактикой страсти гордыни.

Помимо умиления и нежности есть еще такое важное чувство, как печаль или грусть, – это про то, что не все наши мечты и надежды сбываются, и это тоже, с одной стороны, вроде бы чувство, не очень приветствуемое культурой успеха, а с другой стороны, в этой грусти хорошо бы побыть с кем-то вместе. И вот если провести обзор своей жизни по этим нескольким теплым человеческим чувствам, мне кажется, это будет хорошее упражнение для того, чтобы немножко смягчить страсть гордыни на период Великого поста.

Проект “Семь страстных помыслов: взгляд психолога”

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle