Каждый раз, когда наступает настоящая осень с желтыми листьями и дождем, мы на один день сталкиваемся с древней историей о трех девочках и их матери, пострадавших при жестоком императоре Адриане во II веке нашей эры. Смотрим с изумлением на удивительную семью, делаем попытку понять глубину их подвига, но время бежит, календарный лист переворачивается, унося что-то важное для всех нас.
Вышло так, что один из эталонов христианского мужества — это три маленькие девочки. Вера, Надежда и Любовь. Первоначально их имена на греческом языке звучали как Пистис, Элпис и Агапэ. Три ребенка, которых не смогли испугать и переубедить взрослые — вооруженные и облеченные властью люди. Дети остались верны своей вере, когда им угрожала не двойка в журнале или наказание родителей, а пытки и смерть.
Говорят, что молодым умирать легко, особенно ради идеи, в которую веришь. Может быть, так принято считать потому, что молодые души цельные и чистые. Противоречия их не раздирают. Жизненный опыт не вводит в сомнения. Воля еще не скована грехом. Но уверена, что нежным детям бывает так же больно и так же страшно, как и очерствевшим взрослым. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София видели страдания друг друга и сами терпели боль только для того, чтобы не предать Христа и не поклониться языческой богине Диане.
Мне представляется, что этот подвиг матери и дочерей — серьезный вызов для каждого родителя. Совсем недолгий промежуток жизни, лет 14–16, в обязанности родителей входит открывать детям знание об устройстве этого мира. Среди рассказов о животных, звездах и океанах мы должны найти место рассказу о ценностях такой высоты и важности, что за них можно отдать жизнь. Хватит ли у нас смелости дать понять детям, насколько эти ценности важны?
Как-то в дебрях педагогики мне встретилась привлекательная и утешительная идея о том, что как-то специально «воспитывать» детей не надо. Задача родителей больше похожа на работу садовника, который в нужный момент поливает или окапывает молодое деревце; если надо, привязывает его, удобряет и прячет от солнца. Не тянет растение насильно вверх, а терпеливо ждет, когда наступит подходящий для правильного ухода момент, чтобы деревце росло само.
Если принять эту модель воспитания, то встает вопрос о том, как быть с ценностями и идеалами, которые хочешь передать ребенку. В какой момент и какими словами говорить о них. Размышляя об этом, я нашла в словаре садоводов подходящее слово. Ценности можно «привить». То есть аккуратно надрезать и точными ювелирными движениями приложить к молодому растению новую веточку. Если все будет сделано удачно, то молодое деревце принесет более ценные и качественные плоды, чем могло бы.
Но прививка может быть опасна.
Помню, как ощущала тревогу в те моменты, когда впервые начинала рассказывать каждому из своих трех детей о Боге и морали. Ведь речь шла о вещах, знание которых когда-то может поставить моих детей перед выбором: быть с Богом или без Него.
Некоторые родители так и не решаются открывать невинным и чистым душам сложность и остроту этого мира, а кто-то говорит: «Вырастет и выберет свою веру сам».
Французский богослов Жак Маритен, размышляя о культуре в ее первоначальном аграрном значении, говорит, что с помощью культуры мы можем извлечь из почвы то, что сама по себе почва не дает, но потенциально может дать. Тут есть о чем поразмыслить садоводам-родителям. Потенциально наши дети могут принести очень ценные плоды. Но принесут ли, зависит и от нас тоже.
В истории христианства подвиг святой Софии неоднократно повторялся другими родителями: святая Фелицата и семь ее сыновей, Кирик и Иулитта, Клавдий и Иллария с двумя малолетними сыновьями. Эти родители привили своим детям ценности, позволившие принести грандиозный урожай. Для христиан значение такого урожая несомненно. Но оно хорошо известно и тем, кто противостоит христианству. Римский император Адриан, увидев силу трех маленьких девочек, почувствовал опасность в их настрое для своей власти, и из страха приказал убить.
Во второй раз мужество девочек напугало вождей Великой французской революции. Мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в церкви недалеко от Страсбурга. Чувствуя в детском подвиге серьезную угрозу своему делу, «герои революции» извлекли мощи из ковчега и сожгли их на городской площади.
Сотни лет назад три маленькие девочки и их мама совершили подвиг веры, надежды и любви, испугав сильных мира сего и заставив задуматься всех нас. Отказ от истины для них был страшнее смерти.