Господь Иисус Христос начал Свое общественное служение с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17). Следовательно, покаяние – начало, основа и стержень всей христианской жизни.
А в чем надо каяться и что такое «грех»? По учению Церкви, грех – это прежде всего «генетическая» болезнь духа, передающаяся каждому человеку с момента грехопадения Адама и Евы (Быт. 3). Болезнь проявляется в каждом из нас в форме дурных поступков, слов и мыслей. Христос взял на Себя грехи всего человечества, каждого из нас, и пригвоздил их ко Кресту (Послание к Колоссянам, гл. 2, ст. 14). Прощение Божие дано каждому из нас раз и навсегда, но для того, чтобы оно реально изменило нашу жизнь, необходимо наше личное покаяние.
Что такое покаяние
Слово «покаяние» на иврите (оригинальном языке Библии) означает «поворот, обращение к Богу»; на греческом – «перемена ума, образа мыслей»; русский же эквивалент, однокоренной со словом «окаянный», по-видимому, подчеркивает те чувства, которые испытывает кающийся: горечь от сознания своей греховности, «окаянства». Действительно, все эти три аспекта являются частью покаянного процесса. Покаяние – это обращение к Богу, сопровождающееся переоценкой своего прошлого в свете Слова Божия – заповедей и всего того, что Господь открывает нам через Священное Писание, Предание и опыт Церкви. Каяться – значит осознавать, что твоя жизнь, мысли, слова и поступки идут вразрез с Евангелием и встают стеной между тобой и Богом.
В раннехристианской Церкви покаяние осознавалось как часть подготовки к Крещению: человек оставлял свою прежнюю, греховную жизнь (1 Кор 6:9-11), отрекался от нее (см. отречение от сатаны в чинопоследовании таинства Крещения) и в крещальной купели умирал для греха (Рим 6:3-4). В случае тяжких грехов, совершенных христианином: убийства, прелюбодеяния и отречения от веры – допускалось повторное публичное покаяние перед всей церковной общиной, – оно-то и называлось исповедью. Такая исповедь могла совершаться лишь однажды в жизни.
Исповедь в древности
Однако существовала и другая практика исповеди, по сути аналогичная современной – о ней говорит апостол Иаков в своем послании: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Послание Иакова, гл. 5, ст. 16). Все мы несем на себе последствия наших грехов, ошибок, заблуждений и просто полученных в жизни душевных травм. Господь – хочет и может все это исцелить! Но Он так устроил, что исцеление греховных и жизненных ран, как и любое другое действие Святого Духа, приходит к нам не только через личное общение с Ним. Совершенно особенным образом это происходит через взаимное общение христиан между собой (ср. Деяния святых апостолов, гл. 2, ст. 42) и молитву друг о друге. Именно поэтому в древности исповедовались публично: своим грехом я наношу рану не только самому себе, но и всему «телу Церкви», с которым связан «всякими взаимно скрепляющими связями» (Послание к Ефесянам, гл. 4, ст. 16). Через грех я потерял единство и общение с Богом и людьми – точно также и исцеление от греха приходит через восстановление этого двойного общения. По этой же причине в молитвах, которые священник читает перед исповедью, Церковь сравнивается с больницей – «врачебницей», в полном соответствии со словами Господа Иисуса: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф 9:12). Больными и грешниками являемся мы все, только не все мы это осознаем.
Исповедь в наши дни
В наши дни исповедь совершается в присутствии священника, роль которого двояка. С одной стороны, священник является для нас представителем церковной общины, которую духовно, а порой очень наглядно и ощутимо ранил наш грех. С другой стороны, пастырь во время исповеди молится вместе с кающимся и объявляет ему прощение от Господа: прощение, уже дарованное нам окончательно и навсегда на Кресте, но принимаемое нами в акте личного покаяния через таинство исповеди.
Итак, на исповедь мы приходим ко Христу и к нашим братьям и сестрам в лице священника. Не стоит бояться или стесняться вскрывать свои душевные раны перед Богом в присутствии пастыря. Во-первых, священника не удивишь – все, что мы можем ему сказать, он уже, скорее всего, много раз слышал от других людей: грех однообразен. А во-вторых, нормальный, адекватный священнослужитель, хоть сколько-нибудь верный своему долгу, никогда не осудит кающегося: наоборот, он будет сочувствовать и сострадать нам, зная, что и сам «обложен немощью» (Евр 5:2). Многие люди свидетельствуют, что после глубокой и искренней исповеди ощущают легкость и радость – результат исцеляющего действия Святого Духа. Впрочем, в своей оценке «качества» исповеди ориентироваться на чувства и ощущения не стоит: Господь может их дать, а может и не дать по Ему одному ведомым причинам.
В Русской Православной Церкви, согласно наиболее распространенной практике, таинство исповеди обязательно предшествует причастию (так бывало и в древности) и в таком случае служит подготовкой к нему. Это особенно важно в начале христианского пути: мы не можем подойти к Чаше Евхаристии, имея за плечами тяжкие нераскаянные или просто неосознанные грехи. Существуют специальные пособия для подготовки к исповеди: классикой стал труд архим. Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», размышления об исповеди митр. Антония Сурожского. Однако незаменимым здесь является само Священное Писание – Библия. Проверив себя хотя бы по 10 основным заповедям Ветхого Завета (Книга Исход, 20 глава), мы уже наверняка найдем какую-то пищу для размышлений; если же попытаться применить к себе, например, «Нагорную проповедь» Спасителя (Евангелие от Матфея, главы 5-7), то видишь уже необъятное поле для покаяния, внутренней работы над собой и молитвы. В таком случае никогда не возникнет вопроса «в чем мне каяться?», равно как и породившего этот вопрос чувства духовного и душевного благополучия. Кроме того, всегда можно посоветоваться с самим священником, как и в чем исповедоваться, является ли то или иное действие или жизненная ситуация грехом и почему.
Как и Причастие, исповедь должна быть регулярной. Для того чтобы она стала таковой и вызывала соответствующие изменения в жизни и душе, необходимо находиться в русле церковной жизни: участвовать в богослужениях, ежедневно молиться и читать Библию. Иначе не будет понимания, к Кому и ради чего ты пришел на исповедь.
Существует искушение, подстерегающее людей, уже вставших на путь регулярной исповеди: когда кажется, что все бесполезно – сколько ни исповедуйся, никак не можешь преодолеть какой-либо грех или страсть. Чувство стыда и замешательства может усиливаться навязанным извне стереотипом, согласно которому верующие – это люди, которым «все сходит с рук»: согрешат – покаются – батюшка простит – и снова можно грешить. По этому поводу замечательный пастырь, о. Александр Ельчанинов (1881-1934) писал: «Не бывает случая, чтобы, при наличии доброго желания исправиться, последовательные исповеди и св. Причастие не произвели бы в душе благодетельных перемен. Но дело в том, что — прежде всего — мы не судьи самим себе; человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше <…> Возросшая строгость к себе, усилившая зрячесть духовная, обостренный страх греха могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились: они остались те же, может быть, даже ослабели, но мы их раньше не так замечали <…> Часто бывает, что грех-то остался, но частые исповеди и причащение Св. Тайн расшатали и ослабили его корни».