“Инстаматушки” – шоу маст гоу он?

10.11.2018
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Лилия Малахова подводит черту под спором о том, что такое православный гламур и имеет ли он право на существование.

 

 

Деятельность духовенства в социальных сетях уже лет десять как периодически становится предметом жарких споров. Ходят легенды, что существуют даже некие “люди в черном”, которые выискивают инакомыслящих священников и блокируют их страницы. Ну а на этой неделе и до матушек добрались. Неоднозначный сайт “Ахилла” разместил фельетон на тему матушек-инстаграмщиц. И произошло удивительное: при всей нелюбви православной общественности к “Ахилле” отдельные голоса недовольных потонули в общем хоре восторженных криков. Такое практически всенародное одобрение подобной статьи заставляет задуматься – может, и впрямь неладно что-то в королевстве Датском?

Если пробежаться по страничке любой из “инстаматушек”, то возникает впечатление, что ты в блоге какой-то шоу-дивы, весь смысл жизни которой – демонстрация себя. И фотографии однотипные во всех блогах: я, я, снова я, я с животиком, я с детками, еще раз я, я со свечечкой, я у иконочки, я на коленочках на исповедечке, ой, простите, на исповеди, я у креста, я у креста с детками, я с батюшкой, батюшка с детками и далее по кругу. Ну и традиционные кексики, куличики, блинчики, прянички, мороженка, тирамисушечка и прочая снедь – куда ж без нее. Разумеется, к духовности все это не имеет никакого отношения. Конечно, попадаются блоги содержательные и полезные, где матушки делятся опытом организации воскресных школ и чем-то еще подобным, но вот такого тоже хватает.

Кто-то может задать вопрос: а что, если она матушка, так ей только свечечки и иконочки постить? Да нет, конечно. Христиане имеют право на личные интересы и увлечения. Только мне, например, думается, что вера не пальто, которое по возвращении из храма можно повесить на вешалку в углу. Либо ты верующий, либо нет. И внутренняя пустота, если она есть, будет сквозить с фотографии, даже если на ней присутствуют и иконочка, и свечечка.

Вообще – православный гламур – имеет ли право на существование? Для выяснения достаточно обратиться к толкованию этого слова. Мы так часто стали к месту и не к месту употреблять его, что не задумываемся о его семантике.

Гламу́р (от англ. glamour, буквально — шарм, очарование, обаяние) — эстетический феномен, основанный на принципах гедонизма и связанный с культурой массового потребления, модой и шоу-бизнесом. Для мировоззрения гламура характерны акцент на роскошь и внешний блеск.

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия).

Мне кажется, что не нужно быть богословски образованным человеком, чтобы понять, насколько любой гламур не сочетаем с христианством. Тем не менее не оставляются попытки впихнуть невпихуемое.

Для христианина неприемлема никакая фальшь и никакая показушность. Об этом было сказано еще 2000 лет назад: “Не будьте, как лицемеры, молящиеся напоказ”. Увы, именно этим “напоказ” и пропитаны страницы инстаматушек. Конечно, сразу понятно, как сделана фотография: запечатлели ли матушку в сакральный момент общения с Богом или же фото сделано ради фото, чтобы показать и макияж, и фасон нового платья, и платочек от известного бренда, а свечка взята в руки для завершенности имиджа. Печально то, что делаются такие снимки в храме, который становится лишь декорацией для шоу “Я – матушка”. Именно это и вызвало отторжение у подавляющего большинства тех, кто прочитал “наш ответ Чемберлену” от матушки Инны. И статья-провокатор, опубликованная на “Ахилле”, порождена вовсе не завистью, а неприятием этого мармелада со вкусом православия – уж очень странно выглядят размышления о вере и духовности, набранные пальчиками с накрашенными ноготками.

С одной стороны, не нравится – не смотри, пройди мимо. Но с другой – не получается, потому что христианину трудно мириться с фальшью. Чем опасны такие “православные багини”? Тем же, что и блоги финтнес-няшек, демонстрирующих идеально плоские животики, или блоги многодетных мамочек, если верить которым, за неделю успевающих сводить детей на 750 кружков, провести семейную фотосессию, съездить на отдых за границу, оказать услуги репетитора как минимум взводу выпускников и посадить три гектара картошки, сохраняя при этом идеальную прическу. Они транслируют в мир лживую картинку о православии и о жизни в целом, дают ложные ориентиры. Кто-то написал, что, мол, надо же понимать, что все это лубок. Увы, огромное количество людей принимают эту патоку за чистую монету. Вот, например, что недавно написала моя френдесса, многодетная мать:

“Пост-боль. Полезла в “Инстаграм” к одной маме, которой, как мне не стыдно признаться, безумно завидую. Шесть дошкольников-погодок, ждут седьмого, мама и папа работают, оба родителя включенные и осознанные на все 300%. Прям воплощенная моя мечта. Когда я выходила замуж, я мечтала о таком. С детьми постоянно занимаются, развивают, у них хороший материальный достаток – одно то, что они ездят каждое лето всем составом в Черногорию, уже о многом говорит. Но и не это главное. Главное, что у них самих прекрасные отношения, взаимное уважение, любовь, и это не сыграешь, это на самом деле так!”

Друзьям пришлось написать несколько десятков ответов, чтобы убедить женщину в том, что она видит только красивую витрину, а что за ней скрывается – знает только владелица страницы. Люди верят всему, что выкладывается в соцсетях. А что еще печальнее – для определенной части людей подписка на матушек-блогерш полностью заменяет духовную жизнь. Общение с Богом полностью вытесняется общением с популярной матушкой.

Однако факт остается фактом – именно такие рафинированные блоги набирают больше всего подписчиков. На их страницах встречаются те, кто жаждет зефирного православия, и те, кто им его подает, получая взамен внимание и лайки. Другой вопрос – для чего они это делают? Я полагаю, что дело вовсе не в религии. Нет, их цель не рассказать о православии. Большинство этих женщин хотят внимания и восхищения. Им все равно, что транслировать: церковное пение, хатха-йогу или эмо-культуру, потому что делать все это заставляет их не вера, а собственное эго, склонность к душевному эксгибиционизму, вокруг которого и вращается атрибутика, в данном случае православная. Они завели бы такой блог, если бы были не матушками, а рядовыми домохозяйками или офис-менеджерами. Возможно, это способ поднять самооценку, может быть, банальное тщеславие, а для кого-то это собственный мир розовых пони, в который они убегают от своих нерешенных проблем. И, конечно, одни не перестанут постить, другие не перестанут восхищаться, так что шоу продолжится.

 

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle