Литература и христианство
Лекции
В беседах Владимира Стрелова и Анны Годинер слушатель узнает, как дать ответ христианину на любые вопросы, вызванные любой книгой для детей и подростков; узнает как научиться видеть в произведениях, входящих в детское чтение, христианский контекст, отзвуки Слова Божьего. За две тысячи лет существования христианства Евангельское слово оставило неизгладимый след в культуре, в том числе и в детской литературе. Книга помогает ребенку вместе с героями переживать ситуации нравственного выбора и тем самым прочно усваивать наставления в вере, исподволь приучает не бояться трудностей, сопутствующих жизни по Евангелию.
Два лекционных курса Михаила Бударагина: о связи религии русской литературой XIX и XX веков.
В своем цикле литературных бесед для радио «София» о. Георгий Чистяков рассказывает о Данте, Эразме Роттердамском, Гоголе, Афанасии Фете, Германе Гессе, Иване Бунине, Льве Копелеве и Булате Окуджаве, Некрасове, Алексее Жемчужникове, Тургеневе, Андрее Белом, Герцене, Толстом и пр. и пр.
История русской литературы освещена в курсе Александра Ужанкова с ее зарождения до начала XIX века. Все главные тексты этого периода разобраны Ужанковым: Слово о Законе и Благодати, Моление Даниила Заточника, Слово о полку Игореве, Житие Бориса и Глеба, Повесть временных лет, Задонщина, Житие Сергия Радонежского, Домострой, творчество протопопа Аввакума, Ломоносов, Сумароков, Карамзин, Пушкин и многие другие тексты и авторы.
Лекции Дмитрия Быкова о литературе стали ярким событием современной русской культуры. Интересные, живые, поражающие эрудицией и глубиной мысли, эти лекции важны нам еще и по следующей причине. Христианство — сквозная тема быковских лекций, и, что важней, сам их тон, само настроение носят подлинно христианский характер, в чем убедится всякий, кто позволит себе удовольствие их послушать. Конечно, Быков не «пропагандирует» веру. Вряд ли он вообще как-то специально думает о христианстве, когда читает свои лекции — дело в другом. Не вдаваясь в подробности его отношения к христианству, укажем просто на тот очевидный факт, что трудно заниматься русской литературой и пройти мимо Евангелия.
Наталья Трауберг — одна из самых «христианских» и глубоких интеллектуалов советской и постсоветской России. Предлагаем её замечательную радиопрограмму «Окно в Европу» и собрание текстов.
Замечательный цикл «Библейский сюжет» наверное представлять не надо. В нём авторы циклы само собой разумеется много говорят о литературе.
Книги
«Библия и литература» отца Александра Меня. ОтецАлександр Мень очень часто в своей проповеди обращался к культуре, выявляя ее христианские корни (или ее суть как поиск Бога). Книгу «Библия и литература» составляют лекции отца Александра об отражении Слова Божьего в художественной литературе за две тысячи лет христианства. «Библия и литература» охватывает античность и средневековье, литературу XVII и XVIII вв., русскую и западную литературу XIX века и наконец влияние Библии на современную литературу.
Отец Александр начинал свои лекции о Библии и литературе так: «В мировую литературу всегда вовлекаются самые важные, наиболее волнующие людей темы, сюжеты и образы. И поэтому неудивительно, что искусство и литература многократно обращались к Священному Писанию. И мы с вами сделаем лишь очень беглый обзор этого замечательно интересного и во многом поучительного процесса: как преломлялась Библия в творчестве поэтов и писателей, неведомых и знаменитых».
Эссеистика Владимир Вейдле. Безусловно, Вейдле — один из самых лучших русских эссеистов. «Тончайшее чутье словесных оттенков, безошибочный вкус, абсолютный слух» отмечал Е. Г. Эткинд как безусловные достоинства стиля Вейдле. Иваск характеризовал Вейдле как «знатока искусства, историка культуры, мастера-эссеиста… христианина в гуманизме, посла русской, но и европейской истинной России на Западе».
«Умирание искусства» — самая известная работа Владимира Вейдле. В этой книге он предпринимает попытку проанализировать кризис современного западного искусства с христианских позиций. «Метафизическое основание» кризиса западного (постхристианского) искусства — потеря опыта «чудесного».
«Кризис воображения» — собрание статей и рецензий Константина Мочульского — одного из лучших русских литературных критиков и религиозных мыслителей. Мочульский сумел соединить в своем творчестве, совершенно органично и непротиворечиво, ипостаси филолога и богослова.
Также предлагаем его книгу «Великие русские писателяXIX века». Луиджи Магаротто писал о ней: «Книга К. В. Мочульского «Великие русские писатели XIX века» занимает особое место в его наследии. Как и все [предшествующие ей] работы, она демонстрирует огромную эрудицию автора, тонкость и глубину его наблюдений. Но именно в ней наиболее полно выразился духовный мир автора, раскрылось его нарастающее влечение к проблемам христианского религиозного мировоззрения».
Дмитрий Мережковский — один из лучших русских литератруных критиков, один из первых кто порвал с традицией Писарева и и компании, начав мыслить литературу — саму литературу, а не сводить её к социальной проблематике. Это, помимо прочего, позволило ему увидеть мощную религиозность русской литературы, её явную христианкость. Интересно, что Мережковский, всё равно обращается к социальной проблематике, но иначе чем его предшественники: русская литература хочет евангелизировать жизнь, хочет религиозной общественности. В этой связи особенно интересны три сборника статей Мережковского, где соединяются литературнокритические, философские и публицистические опыты: «Невоенный дневник», «Было и будет», «В тихом омуте».
И конечно, «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы» — собрание очерков о древних и новых писателях. Литературная критика Мережковского — одно из безусловных достижений Серебряного Века. Здесь вспоминается знаменитое определение акмеизма, данное Мандельштамом: «тоска по мировой культуре». Эссе и исследования Мережковского, посвященные литературе не просто были проявлением такой тоски, они сами были — ярким, блистательным образцом мировой культуры, образчиком ее бытия на русской почве.
«Гений христианства» Шатобриана — одна из лучших апологий христианства Нового времени и вместе с тем прекрасная «теория» христианской литературы (или культуры в общем). В целом шатобрианову апологию можно свести к двум аргументам.
Посылка обоих такова: мы более не верим в христианство («мы» в смысле среднего западного интеллектуала) и тем более не верим, что защита христианства может быть рациональной. В такой ситуации, возможно, однако, прибегнуть к следующим аргументам. «Аргумент от силы» — как бы мы сами ни смотрели на христианство (а «мы» — «не верим»), очевидно, что это «мы» — западная культура от великого искусства до самого западного типа человека — Европа как таковая — создана христианством. Секулярная Европа может не верить в Бога, но то, чтО она есть, — продукт христианства.
Второй аргумент — «аргумент от красоты». Опять же, независимо, верим ли мы в христианство или нет, оно — прекрасно.
Три книга Бориса Зайцева: «Братья-писатели»(собрание очерков о разных писателях), и две биографии:«Чехов» и «Тургенев».
«Поэтика древнерусской литературы» Лихачева — фундаментальная гуманитарная классика, книга сделавшая эпоху в изучении древнерусской литературы и вообще в литературоведении.
«Комментарии» — наверное, лучшая книга Адамовича. Собрание коротких эссе на разные темы — всегда прекрасно написанные, интересные: Толстой и Достоевский, Розанов, эмиграция, Европа и пр. и пр. — почти всегда впрочем о и через литературу. Одной из главных тем, может быть, главной, «Комментариев», выступает христианство. Христианство для Адамовича «самое важное» — тем ценнее, что отношение к христианству Адамовича неоднозначно. Может быть, христианство кончилось. Может быть, оно вовсе неверно. Во всяком случае оно вызывает недоумение. И все же всегда, несмотря ни на что — христианство как «самое важное».
В «Противоядиях» Ионеско помимо прочего один из главных художников XX века много рассуждает о литературе — с религиозных позиций как увидит читатель.
Фэнтези
Фэнтези — новый жанр, XX век. Первооткрывателями его были христиане — Толкин и Льюис. Само собой, и христианских толкований фентези накопилось предостаточно.
Во-первых сам Толкин, не только писатель, но и филолог, со своей особой теорией «волшебной сказки». Со всем этим вас познакомит собрание его филологических работ и писем. Особо советуем последние: прекрасное философское чтение, но и крайне интересное свидетельство о жизни (внутренней в том числе) Толкина.
Христианские толкования его творчества: лекции Малкова,«Тайное пламя» Колдекота, «Эхо Благой Вести» Парфентьева.
О друге и соратнике Толкина — Льюисе: книга Бинхама «К. С. Льюис и его сказки».
О новейшем фэнтези — «Гарри Поттере»: «Гарри Поттер в Церкви: между анафемой и улыбкой» Кураева.
Подборки
Мы делали уже несколько подборок о литературе:
— «”Христианские романы” как святоотеческие наставления»: статья Тани Зайцевой, редактора нашего библейского раздела.
— Подборка христианских исторических романов.