Сделали для вас подборку кинолент, которые стоит посмотреть 9 мая – как самим, так и с детьми-подростками (обращайте внимание на возрастную категорию).
«А зори здесь тихие» (12+) Станислава Ростоцкого — один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. И один из самых человечных — и потому страшных. Фильм рассказывает о маленьком военном эпизоде, как бы не значимом; эпизоде, в ходе которого героически умирают четыре девушки. Но как раз такие «маленькие» эпизоды и составили Победу. Веселость, красота, молодость, мечты девушек, вынужденных воевать, геройски отдающих свои жизни, как ничто другое оттеняют ужас войны. Вот этими чертами — «маленькое», «веселое», «живое», совсем не «военное», отдающее себя в жертву ради преодоления зла — прекрасен фильм, и за это его можно назвать христианским. Не «радость войны» (чисто языческая), а радость и хрупкость жизни, побеждающая войну. И поэтому «А зори здесь тихие» можно прописывать как христианское лекарство против языческой болезни победобесия.
Кроме того, этот фильм важен для автора сих строк, ибо когда-то давно, ребенком, он с удивлением узнал, что девушки тоже воевали, и был этим поражен и тронут.
«Восхождение» (16+) Ларисы Шепитько — ещё один выдающийся советский фильм о войне. На этот раз уже почти открыто религиозный (почему и были у фильма трудности с «органами»). Режиссер, готовясь к съемкам, говорила:
«История о том, как один предает другого, стара как мир и ассоциируется с библейской притчей. Во все времена были Рыбаки и Сотниковы, были Иуда и Христос. Я нерелигиозна, но, раз эта легенда вошла в людей, значит, она жива, значит, в каждом из нас это есть».
После съемок фильма она станет верующей.
1942 год, оккупированная Белоруссия. Командир партизанского отряда попадает в плен. Его предают. Повторяется евангельская история.
«Проверка на дорогах» (16+) — шедевр Алексея Германа (у фильма Шепитько были трудности, фильм Германа не пускали в прокат до 80-х). Удивительно, что «Проверка на дорогах» как бы зеркально (точь-в-точь противоположно) повторяет «Восхождение».
Оккупированная нацистами Псковщина, 1942 год. Партизанскому отряду сдается бывший военнопленный, перешедший на сторону немцев.
Актер Анатолий Солоницын, сыгравшего предателей и у Шепитько, и у Германа, в одном из интервью говорил:
«Меня неоднократно спрашивали: “Владимир Петрович, да как же вы играли этого полицая?”. Люди, не попавшие даже в луч христианства, не понимают главного: человек, упав, поднимается и возвращается к Богу. Несомненно, Господь примет его в селения Свои, коли он так закончил жизнь».
«Иваново детство» (16+) — первый полнометражный фильм Андрея Тарковского. Не надо, наверное, говорить, что Тарковский — гений, и гений христианский. В «Ивановом детстве» уже есть все элементы и смыслы последующих его фильмов.
12-летний мальчик теряет на войне мать и сестру. Он становится разведчиком. Наяву одержимому ненавистью мальчику «снится та жизнь, которой он лишен, обыкновенное детство».
Этот фильм про войну есть ещё — как и все фильмы Тарковского — фильм о внутреннем мире человека, о душе. Чудовищное зло войны встречается в детской душе со своей противоположностью.
В одной из сцен мальчик листает книгу об искусстве и надолго останавливается взглядом на гравюрах Дюрера к Апокалипсису, и воспринимает апокалиптических всадников как немцев. Война — его личный апокалипсис.
Еще один шедевр — «Приговоренный к смерти бежал, или Дух дышит, где хочет» (16+) великого режиссера Брессона, и да — снова христианина.
Сюжет: боец Сопротивления, заключенный в нацистской тюрьме, готовится к побегу. Если помнить, что сам Брессон полтора года просидел в плену у нацистов, то фильм начинает играть другими красками. Пол Шредер, исследователь творчества Брессона, говорил самому режиссеру об этом фильме:
«Фильм о милосердии и спасении. Так я постигал ваши фильмы. Это было для меня феноменологией благодати, да, именно так: благодать следует принимать так, как она нам является, и так нам удастся спастись, даже если спасение предназначено нам […]. Нельзя спастись, не воспользовавшись благодатью, которая нам посылается».
И ещё один христианский шедевр о войне, на сей раз итальянский — «Генерал делла Ровере» (16+) Росселлини. Мошенник выдает себя за полковника, обирает людей, идет на сговор с фашистами, чтобы накрыть антифашистов (опять тема предателя как и у Шепитько с Германом). Это положение ставит героя в жесткую моральную ситуацию. Кинокритик А. Гусев писал:
«Последний прохвост, прощелыга, мошенник, не озабоченный решительно никакими поисками смысла жизни, оказывается поставлен войной перед моральным выбором — и обнаруживает, в точном религиозном смысле слова, свое божественное происхождение».
В гениальной тетралогии о власти Сокурова есть два фильма, посвященные Второй мировой, о Гитлере («Молох»; 18+) и Хирохито («Солнце»; 16+). Оба вскрывают последние, религиозные истоки войны. Гитлер открыто восстает против Христа, идет на собственное самообожествление: предел язычества. Хирохито наоборот: по законам своей страны (Японии), являющийся живым богом, он от этого статуса отказывается.
Разумеется, Вторая мировая война вплотную поставила человечество перед проблемой теодицеи: где Бог во всем этом? «Суд над Богом» (16+) — телевизионный фильм Энди де Эммони (2008). Евреи в Освенциме решили провести суд над Богом, обвиняя Его в нарушении Завета. На судебном процессе будут рассматриваться главные события из истории отношений Израиля и Бога: на материале библейской истории и того, к чему она пришла в XX в. Цитата:
— Мы признали Бога виновным. Что теперь?
— Теперь надо молиться.