Гнев: святые отцы и современная психология

Татьяна Зайцева (Пашковская)

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Богослов, поэт, нарративный практик.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

“Христианин должен быть кротким и не гневаться, всем уступать, всем прощать”, – слышим мы в Церкви. “Гнев – нормальная эмоция, если его не выражать, он скапливается внутри и человек начинает болеть, поэтому выражайте свой гнев, это полезно!” – говорят нам многочисленные психологи. А обычный человек не знает, кого и слушать. Кажется, что психология говорит совсем не то, что заповедал Христос – и что при этом исполнение заповеди повредит нам.
Поэтому мы решили разобраться, что же говорит нам церковная традиция и что у этого общего с современной психологией.

Что такое гнев?

В основе чувства гнева, с точки зрения науки, лежат в первую очередь физиологические реакции, определенные позы (сжатые кулаки, нахмуренное лицо) и наши мысли. Некоторые рассматривают гнев как защитный рефлекс, который побуждает нас нападать для защиты своей жизни (страх – другой рефлекс – побуждает нас убегать).
На уровне философии сегодня можно встретить рассуждения о том, что агрессия – это жизненная сила, которая побуждает нас двигаться вперед и поэтому ее не надо подавлять; что в любом активном взаимодействии есть элементы агрессии.

С точки зрения святоотеческой антропологии (позаимствованной из греческой философии) душа состоит из трех частей: яростной, желательной и разумной. Ни одна из этих частей, включая яростную, сама по себе не может считаться плохой, потому что сотворена Богом. Все они для чего-то нужны. Яростная часть нужна для того, чтобы противостоять злу, бороться со злом за добродетель. Если с яростной частью души обращаться правильно, она становится почвой для мужества и любви.

И современная наука, и святоотеческий подход едины в том, что  гнев и ярость изначально естественны и направлены на добро.

Откуда гнев берется?

И святые отцы, и современная психология согласны с тем, что гнев возникает часто в ответ на невозможность получить что-то, чего человеку очень хотелось. То, с чем он связывает какое-либо удовольствие. “Невозможно пробудить гнев в том, кто не гоняется за пищей, богатством или славой” (Евагрий Понтийский). Тем не менее, отцы сосредотачиваются на идее о невозможности получить что-то земное. Современная же психология часто говорит о внутренних, душевных потребностях – таких, как потребность в принятии или потребность в независимости и свободном принятии решений.

Еще одна причина возникновения гнева – пережитая несправедливость. “Когда у людей возникают враждебные мысли и/или когда они думают о страданиях, которые им пришлось пережить, или о несправедливостях, допущенных по отношению к ним, велика вероятность того, что они будут чувствовать гнев и агрессивные побуждения” (Берковец, “Агрессия”). “Первичной причиной может стать, например, перенесенная несправедливость, оскорбление, настоящее или воображаемое, незаслуженная клевета, безосновательный упрек или даже преследования и побои. То, что мы претерпели, вызывает гнев и ярость, которые настойчиво взывают к мести” (о. Габриэль Бунге. «Вино дракона и хлеб ангельский»).

Кроме того, в нас может накапливаться раздражение от стресса, связанного с плохими жизненными условиями: громкими звуками, неприятным запахом, недосыпом. И еще один фактор, пробуждающий гнев, – соперничество.

Что же с гневом не так?

“21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной” (Мф 5:21-22).

Христос соотносит здесь гнев с убийством и оскорблениями. То есть с тем, что вредит другим людям и противоположно любви.

Исследования агрессии в XX веке показали, что действительно наше желание причинить боль и какой-либо ущерб человеку часто связано с состоянием гнева. Хотя и не стоит однозначно приравнивать агрессию к гневу. Обычно в таких исследованиях испытуемым предлагают “наказывать” другого человека с помощью ударов тока. Люди, предварительно раздраженные помощником экспериментатора, били его током гораздо сильнее, чем люди, относящиеся к нему нейтрально. Хуже того: если спокойных людей информация о степени испытываемой помощником боли побуждала уменьшать силу ударов, то людей разозленных эта же информация побуждала силу ударов увеличивать. Да, это была та самая месть, которую Христос запретил, а вместо нее заповедал любить. Иногда при советах выразить гнев психологи говорят: “Ты боишься разрушить другого человека своим гневом? Не бойся. Вырази его”. Проблема в том, что гнев сам по себе направлен на разрушение и любые агрессивные действия в адрес другого действительно разрушают его. Просто потому что такова природа агрессии.

Разный гнев

Гнев может выражаться во вполне очевидных поступках – если мы кого-то бьем или на кого-то кричим, то достаточно очевидно, что это проявления гнева. Но, допустим, мы никого не бьем и ни на кого не кричим. Значит ли это, что мы сугубо мирные люди, не испытывающие гнева? Не обязательно. Агрессия по отношению к другому человеку может быть как прямой, так и непрямой – если мы по какой-либо причине боимся ее выразить. В нашей культуре открытое выражение гнева порицается. Поэтому часто люди выражают свой гнев косвенно.  Злая сплетня – это выражение гнева (и поэтому, возможно, Библия отзывается о сплетнях исключительно плохо). Злые шутки, карикатуры, подколы, унижающие словечки – все это проявления гнева, которые могут ранить другого и для этого и звучат. Сплетня, как и клевета, может разрушить жизнь. Если мы еще раз взглянем на список того, что вызывает в нас гнев, мы увидим, что это само по себе является проявлением не только несправедливости, но и гнева: “Оскорбление, незаслуженная клевета, безосновательный упрек или даже преследования и побои“.

Что не стоит делать?

Выражаемый гнев противоположен любви. Но что же нам все-таки делать с идеей, что гнев обязательно надо выражать? Такая идея, представляющая человека чем-то вроде запаянного чайника, который взрывается, когда вода в нем начинает кипеть, действительно существует. Вместо взрыва предлагается выпускать пар маленькими порциями, тогда он не будет столь разрушителен. Проблема в том, что эта идея не подтверждается экспериментально. Даже напротив: в тех ситуациях, когда выражение гнева в экспериментах поощрялось, испытуемые со временем становились все агрессивней и агрессивней. Хорошей иллюстрацией является такое письмо в одну из американских газет: “Когда мой младший брат был чем-нибудь рассержен, он начинал пинать ногами мебель. Наша мать говорила, что таким образом он «выпускает пар». Теперь ему исполнилось 32 года, и, если его что-то раздражает, он по-прежнему вымещает свою злобу на мебели. Но кроме того, он стал бить свою жену, своих детей, свою кошку и крушить все, что попадается на его пути”. Это прекрасная иллюстрация того, как гнев может привести в конечном счете к убийству. Если мы не хотим, чтобы с нами произошло что-то подобное, нам не стоит “выражать свой гнев” таким образом.

Что можно делать?

В первую очередь, признайтесь самому себе, что вы злитесь. Проговорите про себя: “я злюсь” или “я в гневе”. Тот самый гнев, который взрывает чайник, – это не осознаваемый гнев, гнев, который мы не видим в себе. Как только мы это осознали и произнесли, мы выключили (или ослабили) в мозге ту часть, которая отвечает за гнев, и активизировали префронтальную кору головного мозга. Гнев станет меньше уже за счет этого.

Молчать. И святые отцы, и современная психология едины в том, что если гнев не выражать, его интенсивность снижается и в конце концов он может сойти на нет. “Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров” (Лествица). В еще одном эксперименте несправедливо уволенные люди, которым дали возможность выразить свое возмущение, все так же продолжали возмущаться действиями начальства спустя какое-то время; в то время, как люди, которым не дали выразить свое возмущение, были спокойны.

Не держите в поле зрения оружие и меньше смотрите фильмы со сценами насилия – исследования показывают, что эти факторы повышают агрессивность человека.

Можно снимать напряжение энергичными действиями, исключающими какие-либо агрессивные движения. Например, бегать, приседать и мыть пол можно, а колоть дрова не стоит – за счет агрессивных рубящих движений гнева в нас станет больше.

По возможности высыпайтесь и не голодайте. Если вы раздражены на почве голода, недосыпа, громких звуков, неприятных запахов – постарайтесь осознать свое состояние. Благодаря этому вероятность срыва с вашей стороны будет меньше. Собственно, осознание того, что мы гневаемся – вместо того, чтобы благочестиво сделать вид перед самим собой, что это не так, – уже первый шаг к выходу из злости.

Подумайте о том, какие ваши потребности не удовлетворены и что можно сделать, чтобы их удовлетворить (в рамках заповедей). Например, возьмем Каина. Бог не принял его жертву, а жертву Авеля принял. Тут не удовлетворена потребность в принятии. Каин разгневался и убил брата. А мог бы вопросить, почему его жертва не принята, и принести Богу приятную жертву и быть принятым.

Гнев часто проходит, когда мы убеждаемся, что человек, причинивший нам вред, наказан. Думаю, именно для таких случаев апостол Павел говорит: “19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
(Рим 12:19-21)”. Если мы жаждем справедливости, мы можем быть уверены в том, что Бог ее восстановит. Значит, можно доверить ее восстановление Богу, а самим сосредоточиться на действиях любви.

Если идея о справедливости вам кажется сильно нехристианской, есть другой путь. Мы писали, что эмоция гнева зависит не только от физиологических реакций, но и от наших мыслей. От мыслей, которые говорят нам, что обидчик поступил с нами несправедливо и сделал это специально. Святые отцы называют это помыслами. Во-первых, помыслы можно отгонять. Совсем не обязательно посвящать часы или даже минуты размышлением над тем, как сильно нас обидели. Но есть лучший путь – пересмотреть свой взгляд на то, что это было сделано нарочно, или найти какое-то извинение для обидевшего нас человека. Универсальное извинение предлагает Иоанн Златоуст – относить все враждебные действия по отношению к нам не к действиям человека, а к действиям бесов. Как правило, мы действительно не знаем всего, что стоит за действиями человека, которые мы расцениваем как недружелюбные и несправедливые по отношению к нам. Может быть, он не выспался. Может быть, его вчера бросила девушка и он расстроен. Может быть, ему 5 минут назад позвонили и сообщили, что его сестра попала в аварию. Быть может, он просто занят. Как только мы начинаем рассуждать таким образом, мы одновременно учитываем реальность (что мы не знаем ничего достоверно о мотивах совершения человеком болезненного для нас поступка) и включаем то, что прп. Паисий Святогорец называет добрыми помыслами.

Ну и конечно, самое важное – яростная часть души дана нам Богом, и мы не можем и не должны отказаться от нее полностью. Мы можем направить наш гнев на то, на что только и надо гневаться: на бесов, а не на людей (и не на себя). И можем через силу, продираясь через свой гнев, делать то, чему нас учит апостол Павел: добро обижающим. И тогда наш гнев преобразится в любовь.

P. S. Данные по научному исследованию агрессии взяты из труда “Леонард Берковец. Агрессия: причины, последствия и контроль”. Святоотеческое учение излагается в основном по книге Габриэля Бунге “Вино дракона и хлеб ангельский”

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle