Гипнотическая скорбь: «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена

Михаил Кукин

Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, руководитель интеллектуального клуба «Культурное дело»; автор книг «Коньковская школа» и «Состав земли», многочисленных публикаций в журналах «Знамя», «Новый мир» и других периодических изданиях.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мы продолжаем великопостный цикл под названием «Сюжеты Великого поста в мировом искусстве». В нем культуролог, поэт, кандидат филологических наук Михаил Кукин раскрывает смысл, заложенный в ряде произведений изобразительного искусства на библейские сюжеты.

Среди множества великих произведений мировой живописи, связанных с событиями Страстной седмицы, стоит обратить внимание на картину «Снятие с креста» (ок. 1435–1440) Рогира ван дер Вейдена (1400–1464), представляющую собой центральную часть не сохранившегося алтаря для часовни в городе Лёвен (Лувен).

Этот алтарный образ изображает один из самых скорбных эпизодов евангельского повествования: после распятие мертвое тело Христа снимают с креста, чтобы положить в гроб. Все участники этой многофигурной композиции охвачены горем, их лица полны скорби, по щекам бегут слезы. И в то же время, несмотря на скорбь, сам этот образ настолько прекрасен, гармоничен и музыкален, что, стоя перед ним, зритель оказывается буквально загипнотизирован этой красотой.

Возникает сложная психологическая ситуация: с одной стороны, невозможно не разделять скорбь этого события с его участниками, смотря на мертвое тело Христа, и в то же время сложно не восхититься великолепным искусством мастера. Каждый, кто видел эту работу в музее Прадо, знает это чувство по себе.

Далее смотрите:

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle