События с украинским Православием и разрыв евхаристического общения между Московским и Константинопольским патриархатами ставят нам вопрос о проблеме единства и разделения христиан — хотя, слава Богу, это все пока «внутрисемейные ссоры». Христос молился: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Перед лицом разделений внутри христианского мира и человечества вообще Православная Церковь могла бы явить пример единства и согласия: она делает нечто противоположное. Впрочем, для христианства это, как ни ужасно, «нормально». Посмотрим, что говорят православные христиане о проблеме разделения христиан.
Владимир Лосский — вероятно, лучший православный богослов XX века — считал, что главный богословский вопрос наших дней — о границах Церкви. В статье «Догмат Церкви и экклезиологические ереси» он утверждая, что «мы живем в экклезиологический период истории», формулирует богословие единства Церкви и дает очерк истории разделений христиан за две тысячи лет.
Святитель Филарет Московский в «Разговорах между испытующим и уверенным о православии» (текст и аудио) говорит важнейшие слова, задает важнейшие принцип:
На вопрос: «Что думать о разделениях христиан? Почему так много церквей?» великий святитель отвечает: «Ты непременно хочешь заставить меня судить. Знай же, что, держась слов Священного Писания, никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной». Вот подлинно святоотеческие слова, так непохожие на озлобленное осуждение инославных «ревнителями православия».
Священномученик Иларион (Троицкий) свою статью «Единство Церкви и Всемирная конференция христианства» начинает так: «Кто из сознательных христиан не скорбит душой, когда видит вражду и разделение среди тех людей, которых должна объединить их вера, среди которых должны бы царствовать мир, оставленный и дарованный Христом Его ученикам, и любовь, излитая в сердца христиан Духом Святым! За века разделения столько было уже сказано вражды и обличения друг другу, что пора говорить нам в духе любви и благожелательности».
А кончает так: «Не будем закрывать глаза на печальную действительность, не будем бояться признать, что мы не принадлежим вместе к единой Христовой Церкви! Говорить о единении и ради этого уничтожать и помрачать идею единой Христовой Церкви – будет ли это полезно для самого дела единения? Зачем строить здание на песке, когда есть надежная и несокрушимая скала единой Христовой Церкви?»
«Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве» — сборник работ новомученика Михаила Новоселова. Он разбирает основные догматические различия трех конфессий, особенно акцентируя внимание на вопросах спасения и искупления. Анализирует типы мистического опыта в православии, католичестве и протестантстве. Этот разный опыт предопределил и разницу догматик. Ложная мистика, по мнению Новоселова, предопределила догматические искажения у инославных.
«Православие и экуменизм» — сборник материалов об экуменической дискуссии среди православных за XX в. Как писал Владимир Лосский, вопрос о Церкви, ее природе и границах — главный догматический вопрос современности. Различные, иногда диаметрально противоположные ответы на этот вопрос и составили книгу: документы Поместного собора 1917–1918 гг., статьи о христианском единстве митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Николая (Ярушевича), митрополита Никодима (Ротова), протоиерея Сергия Булгакова, профессоров Н. Арсеньева, А. Карташева, Н. Бердяева и других. Помимо заявлений, принятых православными представителями на экуменических собраниях, в книгу включены и некоторые тексты Всемирного Совета Церквей.
В предисловии к этой книге митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Патриарх) пишет: «Издавая эти тексты, мы отнюдь не авторизуем содержащиеся в них мысли и идеи: это лишь рабочий материал, которым каждый читатель вправе воспользоваться так, как он сочтет нужным. Все тексты публикуются с единственной целью — начать серьезный и вдумчивый разговор на тему, которая сегодня волнует многих верных чад Русской Православной Церкви».
«Основные принципы отношения РПЦ к инославию» — документ, принятый на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. Это не частные мнения богословов по «экуменическому вопросу», а официальная позиция священноначалия Русской Церкви, которой «клирикам и мирянам Русской Православной Церкви [надлежит] руководствоваться […] при участии в контактах с инославными».
«Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь, утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: “Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф 16:18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим 3:15)».
Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин 17:21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия.
Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, “искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные”».
В книге протодиакона Андрея Кураева «Вызов экуменизма» анализируется как сам феномен экуменизма (и множество значений этого термина: Кураев различает «десять экуменизмов»), так и различия между разными конфессиями и религиями. Особо отец Андрей Кураев останавливается на отношениях православия и католичества. Подвергаются резкой критике «экуменические тенденции среди либеральной интеллигенции». «Вызов экуменизма» – книга, как и всегда у Кураева, острая, даже резкая. Однако даже если и не соглашаться с выводами отца Андрея Кураева, в аргументированности и логике им не откажешь.
«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об Антихристе и с приложениями» — наравне с «Великим инквизитором» Достоевского могут быть причислены к основным текстам русской мысли. Итоговое произведение Владимира Соловьева.
Центральное место в «Трех разговорах» занимает «Повесть об Антихристе» — гениальное умозрение Апокалипсиса. Крайне интересно, как решает экуменический вопрос Соловьев в этом произведении. До написания «Повести об Антихристе» он сам строил утопические проекты объединения церквей («свободное единение человечества в Церкви Христовой есть цель христианской политики. Эта цель не может быть достигнута, пока самый первообраз вселенского единения на земле – видимая Церковь – пребывает разделенною». Поэтому первая задача христианской политики есть восстановление церковного единства»). В «Повести об Антихристе» проект объединения церквей строит Антихрист (вообще уже не раз замечали, что Антихрист очень похож на Соловьева, таким образом, «Повесь об Антихристе» еще и «покаяние» философа) и осуществляет его. Здесь «экуменизм» осужден, прямо назван делом дьявола. Но в «Повести об Антихристе» есть и подлинный экуменизм, воссоединение христиан по Божьей воле. Оно происходит как единство святых каждой из конфессий перед лицом Зверя. В «Повести» много других гениальных мыслей: об Антихристе как величайшем гуманисте, об обращении Израиля ко Христу перед Вторым Пришествием и многое др.
Все творчество Мережковского можно считать историей человечества, чей нерв — история христианства в разорванном единстве православных, католиков и протестантов, идущая к торжеству Грядущей Вселенской Церкви. От дохристианский древности (египетский романы «Рождение богов» и «Мессия»; книга в афоризмах «Египет и Вавилон») к «Иисусу Неизвестному» и от Него через христианскую античность (роман «Юлиан Отступник»), через «святых от Иисуса к нам» («Павел. Августин», «Франциск Ассизский», «Жанна д’Арк»), «Реформаторов» («Лютер», «Кальвин», «Паскаль»), «Испанских мистиков» («Св. Тереза Иисуса», «Св. Иоанн Креста», «Маленькая Тереза»), «Данте» и «Наполеона», «Леонардо до Винчи» (роман), через русскую историю (роман о Петре; трилогия о декабристах: Павел, Александр, восстание; чудные сборники
«Христианское воссоединение: экуменическая проблема в православном сознании» — одна из первых попыток Православия заявить свою позицию по поводу экуменизма (книга издана в 1933 г.). Лучшие мыслители русского зарубежья, а также греческий, болгарский и румынский богословы о единстве и разделениях христиан с точки зрения Православия.
«Православие. Католичество. Протестантизм» — книга известного философа русского зарубежья Николая Арсеньева, посвященная проблеме единства и разделений христианского мира.
«Перед христианским миром теперь особенно — на обломках европейской культуры, после бесчеловечнейшей и жесточайшей войны, которую когда-либо переживал свет, в эти дне величайшего морального, экономического, политического и религиозного кризиса — ставится задача единения во Христе».
«Главное различие между Православием и Католичеством, между Православием и Протестантизмом, как на это с гениальной прозорливостью указал уже Хомяков, — в области учения о Церкви и опыта Церкви. Православная Церковь проповедует и показует — из глубины бытия своего — мистико-органический характер нашего спасения, мистико-органический и однако реальный и конкретный характер Церкви, соединяющий свободу христианина с полнотою хранения апостольского наследия».
Также смотрите сборник статей Арсеньева «Единый поток жизни»: «Основное единство христианской духовной жизни на Востоке и Западе», «Христоцентризм в протестантских немецких церковных гимнах», «Образы англиканского благочестия», «Встречи христианских Востока и Запада в русской культурной и духовной жизни, Второй Ватиканский Собор и его значение (с точки зрения православного наблюдателя)» т. п.
Три курса лекций по сравнительному богословию: профессора Алексея Осипова (аудио), протоиерея Максима Козлова (аудио и текст) и иерея Валентина Васечко (текст).
Больше материалов о единстве и разделениях христиан смотрите в нашей специальной рубрике.