Эхо гламура

Сергей Нестеров

Религиовед, публицист.

27.11.2018
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Новые «пять копеек» в скандал о «православном гламуре».

Не стихают дискуссии вокруг инстаграм-страниц «гламурных» матушек. Уже и поругались, и посмеялись… Правда, сейчас всё чаще говорят: да будет вам, нашли что обсуждать; как будто нет более интересных тем!

А вот меня как-то зацепило. Понятное дело, не автокефалия, но…

На самом деле дискуссия вокруг инстаграм-страниц – просто яркий информационный повод. Но он выявил наличие гораздо более серьезных проблем, как это часто бывает с яркими информационными поводами.

И вот о них, о проблемах, сказать всё же хотелось бы, пусть даже сама тема «инстаматушек» на «Предании» вроде как уже закрыта.

Наверное, я просто не ожидал, что такое возможно на полном серьезе: православный гламур. Нет, в том, что есть в той или иной степени воцерковлённые дамы, которые могут делать снимки в определенном стиле и вести подобные странички в соцсетях, нет ничего удивительного. Просто мне казалось, что такие странички у большинства церковных людей должны вызывать улыбку, ну или уж возмущение, как у автора статьи на «Ахилле». Но тысячи подписчиц и подписчиков… Причем, как я понимаю, в подавляющем большинстве относящих себя к Церкви… Да и развернувшаяся дискуссия показала, что для многих верующих такой «православный гламур» – явление вполне нормальное. То есть люди не чувствуют фальшь. И тут мы видим сразу несколько очень серьезных проблем.

Первая – это отсутствие вкуса. И вот с этим реально непонятно, что делать. Очевидно, «вкус нужно воспитывать». Так а что делать, если не воспитали? Если та церковная среда, в которой человек формировался, не заложила реакцию отторжения от пошлости, особенно там, где речь идет о самом святом, о вере? И это проблема, конечно, всего современного общества, не только церковной среды. Просто в церковной среде встретить такое было… ну, несколько неожиданно.

Вторая проблема в большей степени наша, внутренняя. В церковном социуме не сложились внутренние механизмы, делающие нежизнеспособными откровенно нехристианские, чуждые вещи, пытающиеся прижиться в Церкви. О том, что такое гламур, и почему «православный гламур» невозможен в принципе, было прекрасно сказано в статье «Инстаматушки» – шоу маст гоу он?», повторяться не будем. Невозможен-то невозможен, но вот, цветет пышным цветом. Понятное дело, никакой он не православный, если мы говорим о православии как об исповедании веры Христовой. Но он очень даже «православный» как имеющий непосредственное отношение к жизни современной Православной Церкви.

Избави Боже, чтобы в Патриархии появилась какая-нибудь комиссия, члены которой будут отслеживать такие «нескромные» странички и потом звонить батюшкам, чтобы те провели беседу с матушками! Наличие таких комиссий, как бы они ни назывались, и таких методов как раз и убивает на корню возможность формирования в самой церковной среде собственных защитных механизмов (как постоянный прием лекарств не дает формироваться нормальному иммунитету). Но факт почти полного отсутствия или же крайней слабости и несформированности таких защитных механизмов мы, к сожалению, можем констатировать на примере триумфального шествия обсуждаемых инстаграм-страниц и их уверенной апологии со стороны вроде бы глубоко церковных людей.

Поймите правильно: я против того, чтобы «гламурные матушки» сейчас срочно бросились закрывать свои странички как богопротивные. Мне категорически не нравится какая бы то ни было травля конкретных людей, и под защитными механизмами я имею в виду вовсе не это. Но и самим матушкам было бы неплохо отложить обиду и попытаться услышать тех, кто говорит о пошлости и дурном вкусе. И священникам (совершенно не обязательно мужьям этих матушек) было бы полезно подумать над тем, как может человек, считающий красотой то, что сейчас называют словом «гламур», воспринять Красоту подвига Христова, красоту Евангелия.

Многие осудили, отчасти справедливо, резкий тон автора статьи на «Ахилле». Но за этой резкостью лично я вижу боль – когда твоя вера у тебя на глазах становится попсой… Да, это больно. Как писал Маяковский, рассуждая об истории Мексики и о современности: «Пивною маркой стал Моктецума, пивной маркой – Гватемок». Сокровеннейшее – молитва к Богу – стало поводом продемонстрировать наряд и прическу. Что-то очень сильно с нами не так, если мы воспринимаем это как часть нормы.

Но всё же еще раз отмечу то, что было уже отмечено автором статьи «Ударим гламуром по!» Есть какой-то очень неприятный, царапающий момент в выставлении напоказ, в качестве примера, странички конкретной матушки. Притом что две самые неприятные фотографии (особенно с улыбочкой и накладными ушками, и пожеланием врагам беситься, на фоне Голгофского образа на заднем плане) – были взяты как раз с двух других страниц. Ну что ж, в который раз нам урок: борьба за правое дело перестает быть таковой, когда мы при этом не считаемся с той болью, которую можем причинить другому человеку. Как гласила надпись на стене трансформаторной будки в одном маленьком провинциальном городке, «Люди, будьте добрее! А то что вы как лохи…»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle