Я редко слушаю проповедь в храме – бывает, уйдешь пораньше вместе с ребенком или придешь на службу в будний день, когда паствы мало, и священник не считает нужным произнести наставление… Наверное, именно для таких, как я, в медиатеке портала «Предание» собраны аудио- и видеоматериалы, относящиеся к каждому важному церковному дню. И Вход Господень в Иерусалим – не исключение.
Узнать «время посещения своего»
Самой трогательной из проповедей, посвященных Вербному воскресенью, мне показалась первая в списке. Это проповедь протоиерея Александра Меня. Она совсем не длинная, и ее главный тезис я когда-то уже слышала или читала, но все равно было важно еще раз над ним подумать. Господь, входя в Иерусалим, плачет о жителях этого города, поскольку те не узнали «время посещения своего». Что такое посещение Господне для нас? Как Господь посещает нас? Тут могла бы возникнуть ассоциация с каким-то горем, бедой, болезнью. Но отец Александр рассказывает о пожилом человеке, которому однажды в молодости было явлено чудо: он шел по улице и вдруг увидел мир вокруг себя, весь озаренный Божьим присутствием. Потом это впечатление забылось, и он прожил серую, скучную, унылую жизнь. Он не разжег того огня, который дал ему Господь, не узнал времени cвоего личного Посещения.
Но не всегда это событие происходит так явственно.
Больше всего меня впечатлило, что отец Александр считает посещением Божьим любой момент нравственного выбора, когда мы можем приблизиться к Богу, а можем остаться на месте, погрязая в своей лени и косности.
Например, время молитвы, утреннего или вечернего правила, время, отведенное нами для чтения Евангелия… Думаю, такое осознание увеличивает меру нашей ответственности, но и наполняет радостью о том, что Господь всегда рядом.
Отец Александр приводит примеры святых, которые вслушивались в Евангелие всегда и однажды услышали его по-новому, что привело к важным изменениям в их жизни и впоследствии к святости. Чувствую, что и мне нужно вчитываться в Слово Божье, слышать в нем «живой голос Живого Христа». Тогда я не пропущу посещения Господнего, и не будет места в сердце для мрака и уныния.
Зима, которую можно преодолеть
Еще одна, третья в списке, проповедь протоиерея Александра Меня – на самом деле «общая исповедь», и это особый жанр, когда цель – настроить на покаяние, перечислить наиболее частые грехи, в которых хорошо бы покаяться всем прихожанам перед Причастием.
Не могу не заметить, что отец Александр, известный в определенных кругах как либеральный священник, обличает здесь себя и других весьма сурово. Чего стоит сравнение души с «зоопарком чудовищ»! Я поймала себя на том, что давно такого не слышала, нынче вообще стало «немодно» говорить о грехах. «Модно» – о депрессии, обсессии, булимии… Заставляет задуматься. Может быть, мы что-то делаем не так?
У отца Александра удивительный голос. Даже резкие слова звучат у него с мягкостью и любовью. Он говорит о том, что вербы – символ весны, наступающей после зимы, символ жизни, побеждающей смерть. Наша личная зима – косность, холодность ко всему доброму, сон и забвение.
Но если мы не чувствуем ничего, можно ли нас винить? Оказывается, чувства можно воспитывать в себе. Так развивают свой вкус художники и представители других творческих профессий. И, если мы научимся этому, то не будем больше унывать и зря растрачивать жизнь, а будем проживать ее как дар и как праздник.
Вербное воскресение: за полгода до Пасхи?
Лекция [по не зависящим от портала Предание.ру ссылка теперь не доступна] священника Георгия Чистякова, наверное, увлечет даже тех, кто не очень интересуется библеистикой и евангельской историей. Отец Георгий заражает своей любовью к Священному Писанию. Он делится знаниями, предположениями, выводами. Для него Евангелие и Христос – это жизнь, в его словах – благоговение перед чудом и дерзновение… Он идет к новым прочтениям всем известного текста. Батюшки нет с нами уже почти 12 лет, но этот голос, похожий на голос доброго волшебника, живет в записях и не оставляет равнодушным.
Может быть, вы смотрели художественный фильм «Ушпизин» («Гости») о современных иудеях (кстати, очень рекомендую!). В начале фильма главный герой ищет в лавке хороший этрог (плод вроде лимона), так как он входит в набор из четырех растений, необходимых для праздника Суккот (известного нам как праздник кущей). Этот набор называется лулаб, и отец Георгий упоминает его в своей лекции. Входят в него также мирт, пальма и… верба! Ветки ивы, растущей у воды, символизируют просьбу о дожде, о «благорастворении воздухов». Может быть, верба в православной традиции – это не просто замена пальм, а действительно растение, ветками которого встречали Господа, наряду с пальмовыми? Также слова «Осанна, благословен Грядый во имя Господне», которые для нас ассоциируются со входом Господним в Иерусалим – это цитаты из 117-го псалма, звучащего рефреном во время праздника Суккот. Отец Георгий делает вывод, что событие, которое принято относить к воскресенью за неделю до Пасхи, на самом деле произошло раньше – во время праздника кущей, осенью! Соответственно, все, что было дальше, до Великой Пятницы, случилось не за четыре дня, а за полгода. Я не знаю, прав ли отец Георгий в этом смелом предположении, но мне кажется, что лекция заслуживает внимания – пусть каждый сделает свои выводы.
Много говорится о свидетельской роли апостолов, об их бережности к каждой мельчайшей детали, которая создает атмосферу, подчеркивает реальность евангельского повествования. Например, три из четырех евангелистов подробно, но каждый по-своему, рассказывают о том, как искали и отвязывали молодого осла для въезда в Иерусалим.
В заключение отец Георгий объясняет, почему не приняли Христа фарисеи.
Соблюдение ритуалов для них важнее доброго отношения к людям, которое проповедует Христос. Выстроить систему запретов и позволений гораздо удобнее, чем творить волю Живого Бога и любить своих ближних, часто таких неудобных. Поэтому фарисейство не ушло в прошлое и проявлялось в истории. Думаю, оно есть в каждом из нас, и это то, что мы должны преодолеть, чтобы не погас наш внутренний огонь, чтобы не наступила вновь духовная зима.