Два пятна и семь лучей: символика «Благовещения» Яна ван Эйка

Михаил Кукин

Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, руководитель интеллектуального клуба «Культурное дело»; автор книг «Коньковская школа» и «Состав земли», многочисленных публикаций в журналах «Знамя», «Новый мир» и других периодических изданиях.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мы продолжаем великопостный цикл под названием «Сюжеты Великого поста в мировом искусстве». В нем культуролог, поэт, кандидат филологических наук Михаил Кукин раскрывает смысл, заложенный в ряде произведений изобразительного искусства на библейские сюжеты.

Знаменитейшее «Благовещение» (1434 г.) нидерландского художника Яна ван Эйка в свое время принадлежало России и являлось жемчужиной коллекции Эрмитажа. Но в 30-е годы, когда большевики продавали некоторые экспонаты из русских музеев, американский миллионер Эндрю Меллон купил это произведение, и теперь оно украшает коллекцию Вашингтонской национальной галереи.

Картина представляет собой узкую вертикальную створку алтаря, который до нас не дошел. Примечательно ее цветовое и композиционное решение. Сопоставляются и противопоставляются два цветовых пятна, два роскошных одеяния: архангел Гавриил в красном вышитом золотом и украшенном драгоценными камнями одеянии с его радужными разноцветными крыльями за спиной — и Мария в темно-голубом одеянии.

Эта контрастность усиливается тем, что одежда архангела Гавриила роскошна, то одежда Марии — это просто однотонная гладкая ткань. Эти два ярких цветовых пятна, противопоставленных друг другу, взятые вместе, противопоставлены неярким серым стенам храма, где происходит Благовещение.

Далее смотрите:

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle