Дорогие друзья!
Поздравляем вас с праздником Преображения Господня! Желаем каждому из вас приобщиться тому свету, который Господь в этот день явил Своим ученикам на Фаворе.
Для меня самый удивительный момент в этом празднике — это восклицание Петра: «Господи, хорошо нам здесь быть!». Видимо, Петр очень яркое переживал важность того момента, когда сияли одежды Спасителя, с Ним беседовали давно покинувшие землю пророки, и «слава Господня» окружала гору, на которой они находились.
Вот это переживание, умение находиться «здесь и сейчас» очень важно. Бывает легко «уйти с головой в работу», сосредоточиться на обсуждении каких-то рабочих вопросов, обдумывать прошедшее и строить планы на будущее — все это вполне естественно. Но как сложно бывает сосредоточиться на текущем моменте, действительно глубоко пережить настоящее, отложив все планы и воспоминания. Как писал в дневнике прот. Александр Шмеман:
«Он не имел личной жизни», — говорим мы с похвалой. А на деле это глупо и грустно; и тот, кто не имел личной жизни, в конце концов никому не нужен, ибо людям друг от друга и друг в друге нужна жизнь. Бог дает нам Свою жизнь («чтобы имели мы жизнь за жизнь» — Кавасила), а не идеи, доктрины и правила. И общение только в жизни, а не в делах.
Страшная ошибка современного человека: отождествление жизни с действием, мыслью и т.д., и уже почти полная неспособность жить, то есть ощущать, воспринимать, жить жизнь как безостановочный дар. Идти на вокзал под мелким, уже весенним дождем, видеть, ощущать, осознавать передвижение солнечного луча по стене — это не только тоже событие, это и есть сама реальность жизни. Не условие для действия и для мысли, не их безразличный фон, а то, в сущности, ради чего (чтобы оно было, ощущалось, жилось) и стоит действовать и мыслить. И это так потому, что только в этом дает нам Себя ощутить и Бог, а не в действии и не в мысли.
То же самое и в общении. Оно не в разговорах, обсуждениях. Чем глубже общение и радость от него, тем меньше зависит оно от слов. Наоборот, тогда почти боишься слов, они нарушат общение, прекратят радость. Отсюда моя нелюбовь к глубоким и, в особенности, духовным беседам. Разговаривал ли Христос со Своими двенадцатью, идя по галилейским дорогам? Разрешал ли их проблемы и трудности? Между тем все христианство есть, в последнем счете, продолжение этого общения, его реальность, радость и действенность. Добро нам зде быти. Слова же должны вынашиваться не в разговорах (где они так часто — чеки без покрытия), а на глубине, вот в этом самом опыте «здесь и сейчас», как, в сущности, свидетельство о нем. Тогда они звучат, сами становятся даром, таинством.
Навык пребывания «здесь и сейчас» — это навык духовный, но он чрезвычайно важен и в быту. Выслушать другого человека, полноценно посвятить себя работе, сосредоточиться на книге, хорошо поиграть с детьми — качество всех этих действий напрямую связано с умением находиться «здесь и сейчас».
Как этому научиться? Где можно приобрести этот навык? Как, вместе с Петром, научиться говорить «добро есть нам зде быти» каждому состоянию, каждому моменту, посланному нам Богом, глубоко проживать его? Буду благодарен, если поделитесь опытом в комментариях.