Деньги – не духовно?

Любовь Дягилева

Юрист, секретарь СПб Епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, публицист

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

“Мне грустно, когда я вижу мероприятие «за пожертвование», в зале сидит тридцать человек, а в кружке лежат одинокие двести рублей. Если необязательно – значит, можно не жертвовать?”

Часто сталкиваюсь с установкой, что в Церкви все должно быть бесплатно, и не только в Церкви, а во всех проектах, которые Церковь поддерживает, а если довести до абсурда, то и во всем, что делают верующие люди…

Я юрист и сотрудничаю с Санкт-Петербургской епархиальной комиссией по вопросам семьи, материнства и детства. 90% людей, узнавших обо мне из церковных каналов связи, не перезванивают, услышав, что консультация платная. Вопрос, почему?

За каждым явлением в нашей жизни стоит или денежный поток, или чья-то энергия. Бесплатные юридические консультации в нашем городе финансируются за счет государства, грантовых или спонсорских средств. Профессионал не будет работать бесплатно, если только это не часть его личной благотворительности.

Приходы – такие же юридические лица, как поликлиники, стоматологии и автосервисы. Отличие некоммерческих организаций от коммерческих состоит только в том, что первые не делят прибыль между учредителями, она направляется на нужды организации. А нужды – точно такие же, как у бизнеса: оплата коммунальных услуг, заработная плата персоналу, траты на расчетный счет и бухгалтера, закупка необходимого для своей деятельности: свечей, облачений, церковной утвари. Ответственность прихожан за нужды своего прихода – несбыточная мечта. Мы жертвуем, сколько можем, сколько не жалко, а остальное нас не касается, пусть отдувается настоятель. Мы пришли в Церковь с тем же намерением – потреблять. Нам, пожалуйста, службы, и чтобы хор пел красиво, требы в удобное для нас время, исповедь частную, и чтоб никто не торопил, я же прихожанин… И почему вообще цены в свечном ящике установлены? Торговлю тут развели, бизнесом занимаются! А я в духовное место пришел, и, оказывается… мне все должны.

Кто и что должен? Мы, не замечая, транслируем своим поведением установки про то, что деньги – не главное, деньги – это грязно, я не хочу об этом думать, это не про меня. Я лично никак не могу состыковать этот «духовный» посыл со страусиной позицией человека, прячущего голову в песок от реальности. Чем больше развита личность, тем больше зон ответственности она берет на себя, не перекладывая на ближнего и государство. На этом фундаменте строится человеческое достоинство. Я не хочу использовать труд другого ради бесплатного для себя. У меня нет радости от «халявы».

Мне грустно, когда я вижу мероприятие «за пожертвование», в зале сидит тридцать человек, а в кружке лежат одинокие двести рублей. Если необязательно – значит, можно не жертвовать? «За пожертвование» стало аналогом бесплатного. Пусть другой, другие, пусть справятся сами. Но я же здесь, я слушаю интересную информацию от человека, который потратил свое время и свой потенциал, чтобы мне об этом рассказать, а еще есть организатор и видеооператор, которые тоже здесь, и без них бы эта лекция не состоялась, не говоря уже о предоставленном помещении. Но я, окрыленный перспективой саморазвития, предпочитаю об этом не думать и не смотрю даже на эту кружку для пожертвований, я близок к Церкви и использую свою возможность интересного досуга себе во благо. И не понимаю, что одновременно с этим я использую и потребляю на себя любимого труд нескольких человек.

Способность трезво оценить происходящее и увидеть в каждом явлении общественной жизни вложенные ресурсы связана с адекватным восприятием самого себя и своих профессиональных услуг. Я спокойно озвучиваю цену своей юридической консультации, потому что именно так я ее оцениваю, ни больше ни меньше. Уважая  себя, я уважаю других, уважая других, я уважаю себя. В этом выражается моя христианская любовь к себе и ближнему.

Деньги сами по себе ни плохи, ни хороши. Опасно, когда отношение к деньгам становится эмоциональным, не важно с какой стороны: отрицания или восхищения. И то и другое свидетельствует о внутренней зацепке, привязанности, несвободе в отношении денег, которые просто есть платежное средство, эквивалент товарооборота, как сказали бы экономисты. К теме духовности деньги имеют такое же отношение, как, скажем, блины. Периодически мы едим блины, особенно на Масленицу, и нашей духовности от этого ни хорошо, ни плохо. А вот какое место в нашей душе мы отводим теме денег, напрямую свидетельствует об уровне нашего духовного развития. Присмотритесь внимательно, если мы все время думаем о том, как бы сэкономить и не потратить лишнего, гонимся за бесплатным и отрицаем повсеместно сопровождающие нас финансовые потоки, то на самом деле мы становимся зависимыми от денег.

И никакой «духовностью» это не прикрыть.  

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle