Что означает «блаженны нищие духом»?

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте:

Сегодня мы с вами поговорим о выражении «блаженны нищие духом» (Мф 5:3), первых словах Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея, одном из самых трудных выражений в Евангелии, одной из жемчужин, может быть, самых известных словах из Библии.

В том момент, когда Христос возвещает, что Царство Божие приблизилось, оно наступило. Если кто-то хочет войти в него, он должен отвечать ряду критериев. Поэтому иногда толкователи называют заповеди блаженства — «хартией Царства».

Первое условие, первая жемчужина этой хартии — блаженство нищих. Очень часто мы используем это выражение применительно к людям юродивым, странным, не от мира сего: «блаженны нищие духом». Иногда мы его употребляем в отношении откровенно скудоумных людей — они «нищие умом». Но в Евангелии, конечно, не это имеется в виду.

В Евангелии богатство и нищета всегда больше, чем просто материальное благополучие или лишения. Идеал бедности играет в истории христианства особую роль, потому что община двенадцати апостолов во главе с Иисусом Христом — это община нищенствующих и странствующих проповедников, учеников. Первые христиане тоже стремились к этому идеалу, который до сих пор сохраняется в монашестве, как и обет безбрачия. Хотя в истории христианства мы увидим разное отношение к богатству.

так, все равно, первое блаженство это блаженство бедности, блаженство нищих. Интересно, что евангелист Лука доносит эти слова во втором лице. И здесь мы легко можем себе представить, как на картине Александра Иванова «Явление Христа народу», Христа в окружении людей, которых можно назвать «евангельский люд». Это люди обездоленные, бедные, оказавшиеся на обочине жизни, потому что благополучные сидят у себя дома, они заняты каким-то своим бизнесом. Те, кто прежде всего откликается на проповедь Христа, кто идет за Ним в пустыню, — таких очень много: это прежде всего вот этот евангельский люд, который мы можем увидеть на картине Иванова.

Христос обращается к ним: «блаженны вы, нищие». Он видит перед собой людей, которым уготовано блаженство, прежде всего потому, что именно они оказываются наиболее благодарными и чуткими слушателями. Они блаженны, потому что их утешит Сам Христос, Которого они сейчас слушают.

Евангелист Матфей Нагорную проповедь доносит до нас в третьем лице. Он пишет в жанре сапиенциальной литературы, литературы Премудрости, и поэтому он изображает Христа как нового Моисея, нового пророка и законодателя Нового Завета. Поэтому слова Христа обращены как будто одновременно и ко всем последующим поколениям, не только к тем, кто его слушает, но и ко всем нам.

И здесь евангелист Матфей прибавляет уточнение «блаженны нищие духом», которое очень часто ведет нас по ложному пути, потому что в действительности имеется в виду, конечно, конкретная, реальная нищета, бедность.

Иногда нам кажется, что блаженные нищие духом — это те, кто обладает какой-то духовной отрешенностью от богатства, как будто внутренне свободен от богатства, может, более трезво относится к нему. И все-таки, если взглянуть на контекст времен Иисуса Христа, например, на идеал, который существовал в кумранской общине — мы его находим в рукописях Мертвого моря, — то здесь речь идет о каком-то внутреннем, радикальном, осознанном выборе: это бедность, которая одновременно является и даром Божиим, нищета, которую невозможно фальсифицировать, которой невозможно подражать или искусственно ее практиковать, это подается как некая благодать, и одновременно — как твой радикальный выбор следовать за Христом.

В современных переводах существуют разные нюансы. Например, Андре Шураки переводит «бедные дыханием». Мы бы сказали в таком случае: люди, которые буквально дышат на ладан, они на пределе своих физических и, может быть, духовных сил, может быть, завтра этих людей ждет смерть или рабство, их собственных сил уже не остается. Именно поэтому они блаженны: Дух Божий их наполнит своей силой, потому что сила Божия в немощи совершается. Те, кто лишены всего, получают всё.

Другой вариант перевода: «те, кто не осознают себя нищими», не придают этому особого значения, примерно как богатые люди, которые придают большое значение своему богатству, в Евангелии называются «богатящиеся». А здесь другой вид людей, которые совершенно спокойно воспринимают свою нищету, как благодать, как дар Бога, как часть своей жизни, из-за которой не нужно ни расстраиваться, ни сходить с ума. Поэтому такая нищета — это одновременно смирение. А смирение — это царский титул в Библии, мессианский титул.

Поэтому, если вы хотите правильно понять, что Господь имеет в виду, всегда есть очень простой метод: нужно взглянуть на тех, кто является живым примером и совершенным образом этой нищеты. Это Дева Мария, Божия Матерь, это великие святые, праведники, но прежде всего — Сам Господь, о Котором апостол Павел говорит, что Он, будучи по своей природе Богом, не держался за равенство быть с Богом, но от всего отказался, лишился всего, и поэтому стал источником обогащения, богатства для этого мира. Прежде всего блаженны все те, кто обладают некоторыми свойствами, присущими только Богу, какими бы парадоксальными они нам ни казались.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle