Бывает ли чревоугодие картошкой

Александр Дягилев

Священник, психолог

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Стоит задуматься: если я даже макаронами и картошкой объедаюсь, съедаю явно больше, чем требуется, – формально пост я соблюдаю, но, получается, чревоугодничаю.

Сейчас идет Великий пост, и думаю, это очень хорошее время, чтобы поговорить о такой страсти, как чревоугодие. Я являюсь священником Русской Православной Церкви, но также я психолог по образованию. И поэтому я буду рассуждать об этой проблеме и с библейско-богословской, и с психологической точки зрения.

Итак, чревоугодие. Один из смертных грехов. В чем он заключается? Понятно, что все мы нуждаемся в еде. Пища нам необходима. Но на каком-то этапе человек может заметить за собой странную особенность: он в себя буквально пихает еду, хотя уже не лезет. Когда вроде пища есть, тело получило достаточно калорий, а человеку кажется – недостаточно, он испытывает голод.

В Древнем Риме, где формировалось библейско-богословское учение о смертных грехах, было такое: на языческих пирах, которые сопровождались просто-таки оргиями, приносились всевозможные блюда в немыслимых количествах. Люди наедались разных деликатесов, потом отходили в сторонку и, используя специальные перышки, которые они засовывали себе в рот, освобождали желудок. Потом возвращались к столу и продолжали пировать. Затем отходили в сторонку, вновь освобождали желудок, вызывая рвоту, – и так бывало много раз. Еще это называлось грехом гортанобесия. Это была погоня за ощущениями – на языке, в нёбе. А пища становилась уже неважной. Человек ее съедал и тут же из себя исторгал.

Как раз вот это и осуждалось ранними христианскими отцами как грех чревоугодия. Но в наше время вроде бы таких пиров нет, а тем не менее проблема остается. Вроде я сыт, а все равно ем, ем и ем. Одна из причин – в перенесенных нашими предками лишениях во время Гражданской войны, голодомора, блокады Ленинграда, когда люди перенесли страшную голодовку, а потом передали своим потомкам, а те своим идею, что не пустой тарелку оставлять нельзя, лучше в нас, чем в таз. И вот если я оставил что-то на тарелке, но вроде как сыт, все равно тарелка должна быть чистой. Общество чистых тарелок! Я в себя что-то кладу, жую, глотаю, сам не знаю зачем. Еду выбрасывать же грех!

И вот человек начинает увеличивать свой вес. Сейчас, когда пост, ко мне обращаются люди: «Батюшка, а можно мне то съесть, а можно это? Батюшка, тяжелая работа, на улице, на морозе, тяжести приходится таскать, мерзну». И на самом деле у апостола Павла четко сказано: «Пища не приближает нас к Богу. Едим ли мы – ничего не приобретаем. Не едим – ничего не теряем». То есть вот эта наша зацикленность на том, что можно съесть, а что нельзя, какая пища приблизит меня к Богу, сделает более святым, а после съедения какой пищи Бог от меня отвернется, – эта идея не имеет ничего общего с христианством. Но, к сожалению, люди годами живут именно этим и именно во время постов.

Стоит задуматься: если я даже теми же макаронами, той же картошкой объедаюсь, съедаю явно больше, чем требуется – формально пост я соблюдаю, но, получается, чревоугодничаю. Или шоколад, особенно горький шоколад. Вроде как формально это постная еда – там же нет мяса, или молока, или яиц. Но можно заниматься сластолюбием, объедаясь шоколадом и формально не нарушая пост. И я даже не о посте сейчас говорю, а о таких проблемах как булимия («бычий аппетит»), когда человек ест, ест, ест и не может насытиться. Причем он реально испытывает чувство голода. Это уже серьезная психологическая, а может, уже отчасти и психиатрическая проблема. Опять-таки она может быть связана с опытом родителей, бабушек, дедушек, а может быть приобретенной, далеко не всегда это вина самого человека, но он испытывает чувство вины. Особенно если он верующий. И при этом не может остановиться.

В этой ситуации стоит обратиться к психологу, а в некоторых случаях, если это психическая булимия, к психотерапевту или психиатру за медикаментозной помощью. И не стоит говорить, что вот у нас есть Церковь, есть батюшка, и он во всем поможет. Да, священник помолится о вас, да, Господь может многое, но в конце концов, не Господь ли дал людям знания о том, как устроен этот мир? О том, какие вещества в лекарствах могут помочь людям? Если, в том числе благодаря профессиональной помощи, вам удастся преодолеть это искушение, то в этом случае вы приблизитесь и к Богу. Это нормально, что мы, священники, сотрудничаем с соответствующими специалистами, и вы тоже не гнушайтесь.

Проект “Семь страстных помыслов: взгляд психолога”

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle