Что общего у христианства с исламом и что соседство с исламом может дать христианам.
Предисловие к «Словам»
«Социализм, феминизм, атеизм – это наше, христианское, хоть и отошедшее от своих христианских корней, а вот ислам – совершенно другое дело, иная культура». Эту мысль в разных вариантах я слышу часто.
Чужие. У них намаз, хиджаб, халяль, джихад и шариат. И ещё много странных слов и привычек. «Бороды и ковры, гортанные имена…»
Перед тем, как скажу несколько слов о том, что не такие уж мусульмане и инопланетяне, хочу заметить очевидное: ислам – не христианство, и главное в христианском вероучении неприемлемо для мусульман. А очень важные для мусульманского вероучения вещи – неприемлемы для христиан. Как и учит нас Капитан Очевидность.
Теперь о главном.
В первую очередь – о Новом Завете. Новый Завет – это не только обещание, что «если Меня гнали, будут гнать и вас», не только призыв отвергнуться себя, и взять крест свой, и следовать за Учителем, не только «пойди, продай имение твое и раздай нищим». В Новом Завете есть место детям, на которых Учитель возлагает руки, женам, которые «служили Ему имением своим», общей кассе, которую носил Иуда, хитону цельнотканому, праздничному столу с возлежавшим за ним Лазарем, апостольскому повелению заботиться «о своих и особенно о домашних». Детей нужно и накормить, и одеть, и спать уложить. Имение жен должно быть достаточно большим, чтобы из него можно было отдать часть на служение Учителя с учениками. Родителям ни в коем случае не дозволяется сказать «Курбан, то есть жертва Богу то, чем бы ты от меня пользовался». И даже хитон был хорошим, годным хитоном – его воины не стали рвать на тряпки, а бросали о нём жребий.
Книги Нового Завета своей вершиной касаются невозможного, меняющего мир, переворачивающего всё привычное с ног на голову. Но одновременно Новый Завет прочно стоит на земле. Она не чужая Новому Завету, он знает, что с ней делать: многие слова Иисуса из Назарета и апостолов говорят о том, как жить здесь и сейчас.
Итак, Новый Завет – о Христе и о нас. Христос – не только истинный Бог, но истинный Человек, тридцать с небольшим лет жил на земле, и нам всю нашу земную жизнь нужно прожить на земле же.
Ислам тоже знает, что делать с землёй и земной жизнью. В чём-то это знание расходится с тем, что знает Новый Завет, а кое-что глубоко роднит оба способа жить в этом мире.
Слово первое: хиджаб
Начну с того, что более всего бросается в глаза. А бросается в первую очередь внешний вид «соблюдающего» мусульманина, в котором главный камень преткновения сегодня, конечно же, хиджаб. Основная функция хиджаба – уберечь мужчину от недолжных чувств и мыслей, а женщину – от выражения этих чувств и мыслей. Хиджаб легко раскритиковать – в нём жарко, его зачастую носят против воли, для многих он является символом угнетения женщины, а греховные мысли и особенно чувства легко проникают сквозь любую ткань, «извнутрь, из сердца человеческого, исходят». Но если посмотреть в целом на требования, предъявляемые шариатом как мужчине, так и женщине относительно общения полов, то можно увидеть такую особенность, как несколько рядов оборонительных сооружений, направленных на исполнение вполне евангельского запрета: не смотреть на женщину с вожделением. Чёткое разделение всех людей на близких родственников-махрамов и не-махрамов, невозможность остаться наедине с не-махрамом, требования к одежде, даже взгляду – все имеют именно эту направленность. Еще раз повторю, что эти ряды обороны при желании можно прорвать, ещё легче их раскритиковать, но я и не призываю христиан жить по шариату. Просто очень хочется обратить внимание на то, что в основе этого, казалось бы, экзотического поведения лежит не отнюдь чуждый Евангелию посыл.
Слово второе: халяль
Всем известно, что мусульмане не едят свинину. Но на самом деле мусульмане не должны есть и баранину, и говядину и вообще любое мясо, если оно не халяльное, т. е. не было забито с соблюдением некоторых требований, главными из которых являются отсутствие излишних для животного мучений, а также отсутствие крови в мясе. Несмотря на то, что сегодня очень многие христиане забывают о соборе апостолов (в котором участвовали и Пётр с Павлом) (Деян 15), тема христианского «халяля» обсуждалась на этом соборе. Для христиан-неевреев были отменены практически все постановления Ветхого Завета, «кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите». Новый Завет требует от христианина отказа от крови и «удавленины». Что делать с этим запретом, можно обсуждать очень долго, но запрет этот – реальность текста Нового Завета.
Слово третье: намаз
Ещё одной мусульманской странностью является пятикратная ежедневная молитва-намаз. Пять раз в день звучит призыв на молитву с минаретов мечетей, пять раз в день «соблюдающие» мусульмане, прервав все дела, принимаются исполнять свой долг (именно в этот разряд предписаний шариата попадает намаз – долг, «фард»). Среди мусульман, с которыми мне доводится общаться, популярен один хадис (у мусульман, кроме Писания-Корана, есть также Предание-сунна с её рассказами-хадисами). Хадис говорит о том, что «по-хорошему» мусульманин должен был бы молиться 50 раз в день, но по немощи человеческой количество молитв сокращено до пяти. Апостол Павел тоже говорит о том, чтобы христиане «молились непрестанно». Да, я помню о том, что молясь, не нужно говорить лишнего, а дверь в комнату нужно закрывать, и не призываю христиан расстилать молитвенный коврик во время Часа Шестого прямо на рабочем месте. Но, тем не менее, молитва часов была нормой среди христиан в своё время, а молиться пять раз в день сложнее, чем два.
Слово четвертое: норма
Но что ещё важнее – и мусульмане, и Новый Завет знают о нормальном. Мир во зле лежит, люди жестокосердны, «а сначала не было так». Сначала же сотворил Бог небо и землю, женщина была помощницей мужу, подобной ему, люди и все твари получили заповедь плодиться и размножаться, а первый человек был пророком, способным общаться с Богом напрямую. Для защиты нормального выстроена стена шариата, нормальное будет восстановлено и продолжено в Царстве Небесном.
Послесловие
Недостаёт времени мне, чтобы писать об идее единобожия, о переводе слова «шахид», об отношении к Слову и Книге и всякий раз находить новые точки соприкосновения ислама с Новым Заветом. Именно с Новым, потому что родство ислама с Ветхим Заветом очевидно и для христиан не очень актуально.
Однако думаю я не о точках соприкосновения, а о том, что соседство с мусульманами – постоянное напоминание о том, что «если любите Меня, заповеди Мои соблюдите».
Книги об Исламе
«Мусульманский Иисус» — в этот поразительный сборник вошли рассказы, речения и притчи мусульманских авторов об Иисусе — «пророке Исе, сыне Марьям».
«Магомет. Его жизнь и религиозное учение». Владимир Соловьев.
«Европа и Ислам. История непонимания». Франко Кардини.
«Вопросы мусульман — ответы христиан». Кристиан Тролль.
«Письмо своей Церкви». Григорий Палама: «Я расскажу вашему милосердию то, что, по крайней мере, я понял в отношении Божественного Провидения, будучи уведен пленником в Азию и наблюдая, как христиане и турки живут и ходят вперемежку, управляют и находятся в подчинении».
Больше книг и лекций об исламе смотрите здесь.