Как читать Священное Писание с детьми 7–11 лет.
Дети растут, меняются, и соответственно меняются их отношения с Богом, родителями и окружающими. Как организовать чтение Священного Писания с подросшим ребенком? Как укрепить его любовь к слову Божьему, а главное – научить понимать его?
Воспитание ребенка зиждется на двух основах – любовь и возрастная психология, с которой связана возрастная педагогика. При этом одно из проявлений любви – это умение вслушиваться в своего ребенка и говорить с ним на его языке. Ребенок мыслит иначе, чем взрослый. Так, Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал, что психика ребенка принципиально отличается от психики взрослого, а в своем развитии мышление ребенка изменяется качественно.
Отсюда выходят два очень важных общих правила педагогики: не требуйте от ребенка того, что он не может по определению, и учитывайте возрастные особенности его мышления в общении с ним.
Какие же особенности развития ребенка следует учитывать, в том числе, в изучении Священного Писания с ним?
Во-первых, восприятие ребенка связано с действием, то есть воспринимать что-либо означает для него производить какие-либо действия с объектом восприятия. Например, самостоятельно читать. 7–11 лет это тот возраст, когда не родитель читает ребенку, а когда ребенок читает родителю. Такая смена ролей открывает новые возможности для общения с ребенком.
Во-вторых, ребенок уже может пересказать прочитанное или хотя бы попробовать это сделать. Тут родители могут работать в паре. К примеру, кто-то с ребенком читает, а кому-то потом ребенок пересказывает прочитанное, делясь своими впечатлениями за день. Ведь в этом возрасте у ребенка активно развивается воссоздающее воображение.
В-третьих, эмоциональность восприятия ребенка. Тут необходимо напомнить, что детская Библия, которую вы выберете для чтения, должна быть написана эмоциональным и современным языком. Естественно, следует продумывать какие сюжеты взять для чтения, а также родители должны быть готовы эмоционально пересказать сюжет самостоятельно. Кроме того, можно комментировать сюжет по ходу чтения ребенка, расцвечивая его подробностями, акцентируя внимание ребенка на каких-то моментах. Вообще комментированное чтение – это отличный педагогический прием.
В-четвертых, у детей 7–8 лет и до 11 лет лучше развита конкретно-образная память, то есть он лучше запоминает конкретные события, факты, даты, героев повествования и так далее. Учитывая эту особенность памяти ребенка, подбирайте то, что вы будете читать с ним. Так, заповеди блаженства лучше упомянуть вскользь, а вот на истории Рождества остановиться подробнее. Опять подчеркну, что лучше всего для чтения тут подойдет Ветхий Завет, более того, исторические книги. Также ребенку будет интересно, если вы покажете, в какой исторический период произошло описанное в Библии, впишете библейские события в исторический контекст. Кроме того, не забывайте об иллюстрациях! Они просто обязаны быть в детской Библии.
В-пятых, детям 7–8 лет все жутко интересно, им присущ огромный познавательный интерес, их привлекает все новое, в особенности, если полученные знания можно применить на практике.
И тут мы можем начать говорить о том, что Библия – это не просто интересная книга, Библия – это руководство к действию, учебник аскетики. Аскетика с древнегреческого переводится как упражнение, иначе говоря, тренировка, некая практика.
Вы читаете о грехопадении? Поговорите с ребенком об ответственности, о перекладывании вины за свои шалости на друзей, обстоятельства или что-то ещё. В детском мультипликационном сериале «Три кота» есть серия, посвященная этой теме. В ней котята перекладывают вину за разбитую вазу на персонажей своей игры, на кукол, которые они сделали из носков. Наверняка в жизни каждой семьи бывают подобные истории, проработайте их с ребенком или вспомните в нужный момент вашей жизни о Священном Писании.
Или, к примеру, читая о трех отроках, поговорите с малышом о посте, предложите практически применить узнанное, тоже начать поститься, предложите начать подражать героям Священного Писания. Конечно, это подражание должно быть разумным и по силам.
Кроме всего вышесказанного, в этом возрасте можно театрализировать чтение, например, ставить домашние кукольные спектакли, а ещё рисовать иллюстрации к Библии (ведь могут же вам с ребенком не понравиться иллюстрации, уже имеющиеся в книге) и делать многое и многое другое. Главное – наслаждаться временем, проведенным вместе.
Читайте также: Вместе весело шагать по просторам: как читать Писание с дошкольниками