Волхвы преподнесли Христу дары, и мы можем последовать их примеру, считает Артём Перлик.
Достоевский говорил, что человеку обязательно нужно иметь куда пойти, когда ему трудно и одиноко, когда он не знает, драгоценен ли он в этом мире и нужен ли вообще на земле… И мне всегда казалось, что одно из главных дел христианина – это быть тем самым человеком, к которому можно прийти, чтоб вернуть знание о своей значимости перед Богом. А если кому-то от печали трудно ходить по городу, то христианин всегда придет к нему сам. А Рождество – тот удивительный день, когда Господь напоминает о том, как драгоценна перед Ним доброта.
В этот раз я вышел из дома за несколько дней до праздника, потому что не вижу другого способа принести вечность в сердце, кроме как соединить утреннюю литургию с днем, прожитым для других.
Утром ходил на окраину города сделать доброе дело для людей. Обратно к центру возвращался пешком и проходил мимо часовни святой Варвары, а там старенькая смотрительница убирала снег. Мне стало жалко ее, и я, взяв у нее лопату, вычистил двор от снега. Радостный пошел дальше, как вдруг меня догнали дворники и стали ругаться, что я скинул часть снега на дорогу, что было против дворнических правил. Не хотелось их расстраивать, и я, вновь взяв лопату, вычистил всё и на территории дворников, а потом довольный пошел домой.
Такие путешествия по городу в эти предрождественские дни – радость моего сердца, ведь деятельная доброта и нам дает важнейшее знание, что наша жизнь проходит не напрасно. И нет в мире никакого другого способа узнать об этом, потому что Сам Господь должен известить сердце о значимости прожитого дня, а Он откликается, когда мы что-то делаем для других. И Он же дал каждому из нас кого-то или что-то в поддержку, когда нам самим отчего-то больно и не хочется умножать вокруг доброту. В моей жизни такая поддержка – моя эльфийская супруга – Лорио́ль Великолепная.
В Евангелии есть фрагмент, когда жена Понтия Пилата отговаривала своего мужа причинять вред Богочеловеку. И в этом драгоценном отрывке заложена важная мысль, что каждый раз, когда муж слушается свою мудрую и любящую жену, – у него всё оказывается хорошо.
Вспоминаю, как однажды перед Рождеством я работал над статьей для некого журнала, надеясь хоть на какой-нибудь гонорар, но вдруг узнал, что журнал может взять текст только бесплатно. Мне тогда стало так больно, что я не смогу ничего заработать на содержание семьи, что я отложил ноутбук и сказал супруге: «Буду вот тут лежать и мучиться».
– Нет! – ответила Лориоль, – тебе следует закончить статью и послать ее даже и бесплатно – на радость читателей. А Господь усмотрит, как тебе помочь.
Я послушался и принялся за работу, а как только дописал последние слова и отослал текст по электронной почте – одна читательница, ничего не знавшая о моем переживании, прислала мне в благодарность некоторую сумму, которой хватило на несколько дней…
Как же хочется раздавать всё то, что получил и узнал! Пришел ли гонорар за статью, посмотрел ли с супругой аниме Миядзяки, изучил ли что-то по физике или философии – спешишь скорее поделиться, чтобы всем от тебя была хотя бы нитка!
Шарлотта Бронте в романе «Джен Эйр» писала, что это естественная потребность сердца – делиться счастьем.
Я люблю ходить по улицам города и играть на разных инструментах, а многие удивленно смотрят: неужели уже разрешено радоваться?
– Да! – улыбаюсь я им, – да, мои дорогие! В нашем мире всегда возможно радоваться, и радость близко к вашим жизням и вашим сердцам! Потому что все вокруг, ваши близкие и знакомые, ждут вашей помощи, вашего доброго слова, вашего участия в их огорчениях, – протяните руку, и вы никогда не будете одиноки, а Господь сумеет наградить вас всем, чего втайне вы желали в самые светлые свои дни. Потому-то и Рождество – что любой из нас теперь может сбросить цепи логики, говорящей, что дальше всё будет только хуже, и увидеть, что у Бога для каждого стремящегося к доброте приготовлены только любовь и радость! Их у Него много и всегда хватает на всех! Да иначе и не бывает в той чудесной и мудрой сказке, в которую Он обратил этот мир, но увидеть это может лишь только доброе сердце.
Меня восхищает это придуманное Богом для нас сочетание литургии и добрых дел. Как-то я не смог попасть на службу, но зато ходил волонтерствовать в большую городскую библиотеку. Там собралось больше двадцати детей и с десяток студенток, а также молодые сотрудники библиотеки. И я рассказывал им всем о дне святого Николая, устроил из урока настоящее представление, вовлек весь зал в участие и представил святого как их современника, который легко приходит на помощь добрым людям.
– Вы подняли нам всем настроение! – говорили потом библиотекари.
– Для этого я и пришел, – ответил я им.
– Но ведь в этом и заключено христианство? – спросила потом Лориоль, – чтобы вокруг нас весь мир оказался для других торжеством и праздником!
И едва ли кто-то выразил это лучше, чем она в этот полный красоты, чудный час.
Паисий Афонский пишет: «Чтобы получить благословение Божие, нужно быть в родстве с Господом…»
Мне много раз в жизни приходилось испытывать боль и душевную муку. Но стоило мне кого-то порадовать, поддержать, помочь – как тотчас тучи сердца развеивались и уверенность в Боге, Его присутствии в моей жизни, уверенность в хорошем конце возвращалась, и всё становилось на свое место, и я снова доверял поезду нашего мира, ведь его ведет милосердный Бог…
Новый день – Его благословенный Дар. И как безумно тратить такой Дар на нытье вроде «зарплаты маленькие – цены больши́е!» Или, что вообще примитивно, – отдавать бесценное время телевизору и компьютеру. А ведь почти никто в моем городе даже и не подозревает, что есть другая жизнь, наполненная радостью литургии, благодарения, молитвы, любви, творчества, научных занятий, самообразования, восхищения Богом и Его миром, созерцания и добрых дел!
Даже ходящие в храмы, как правило, ничего не знают об этой жизни смысла…
А между тем, настоящесть не скрыта. Христос стучится ею в каждое сердце, напоминает о ней каждым чудесным рождественским фильмом, каждой строкой Диккенса или Андерсена, каждой мелодией Баха или «We wish you a merry Christmas». Бог стучится к нам каждым чудом исполненной молитвы, напоминает о Себе, когда мы вспоминаем о Санта-Клаусе. Он тут, когда идет снег, и когда мы выбираем подарки для близких. Но – и на этом устроен мир – невероятную красоту и мудрость бытия, всю сказочность жизни и несомненность счастливого конца для стремящихся к доброте Он открывает лишь тем, кто старается жить для других.
Что за милость Господня после дня полного добрых дел сесть с бубном и флейтой у ночного окна и, глядя в живую и полную Его внимания темноту, играть древние ирландские песни, когда музыка и радость открывают для тебя двери в сказку…
И я знаю – Он всё сделал для того, чтобы жизнь для нас была ликованием и торжеством, и всё вокруг стало поводом для счастья и благодарности! А доброта – это ключ к Рождеству, ключ к тому, чтоб увидеть мир как Божью сказку со счастливым концом.
Чтоб раскрыть важнейшее, миру всегда нужна сказка или песня. И не зря Толкиен говорил, что в сказках до сих пор хранится та мудрость, над которой насмехаются умники. Но, как бы они ни смеялись, добро и свет на земле предназначены добрым, а потому все великие мастера, от Диккенса до Гребенщикова, говорят о том, что надежда на Бога никогда не бывает напрасной. Или, как сказано о том в Библии: «Взгляните на прежние поколения и найдите хотя бы кого-нибудь одного, кто доверился Господу и постыдился…»
Этой сбывшейся сказкой наполнен мир, а начинается она в затерянной на краю света пещере, близ никому тогда не известного поля…