Топ-20 статей

07.01.2019
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

20. «Господи, спаси нас, дураков, как-нибудь». Александр Ткаченко

«В девяносто втором году моего друга Леху посадили в тюрьму. Ну, вернее, не в тюрьму, а в следственный изолятор. За наркотики. Придумал себе Леха такой нехитрый бизнес – летом сушил маковую соломку и потом продавал ее знакомым торчкам как семечки – стаканами. Сам не кололся, берег здоровье. Прибыль, конечно, пошла».

19. «Анатомия кризиса». Игумен Петр Мещеринов

Интервью о кризисе веры, зацикленности на внешнем богослужении и о том, чему православным полезно поучиться у протестантов.

18. «Как умирают многодетки…» Денис Собур

«Случилось так, что мы с супругой потеряли пятого ребенка. На большом сроке, 20 недель. При спокойно протекавшей беременности под наблюдением врачей. Врачи долго пытались найти причину, но все сошлись на том, что это просто переутомление. Просто организм не справился с пятой беременностью с интервалом два года, переездом, стройкой и прочими буднями правильной православной семьи».

17. 9 марта 2017 года Священный Синод постановил включить имя святого Патрика и еще нескольких древних западных святых в православный молитвослов. По этому случаю мы публиковали молитву «Щит святого Патрика».

16. «Синдром Ивана Человекова». Сергей Быструшин

«Все начиналось банально и просто: в июле у меня умерла бабушка. Сопровождающие это печальное событие маленькие успокаивающие душу промыслительные происшествия помогли мне проводить ее в лучший мир вполне по-христиански. Они же сподвигли к тому, чтобы поделиться своим опытом с теми, кто тоже терял близких людей или кого тревожит тема смерти».

15. «Зачем Вы ссылаетесь на такой отвратительный аспект религии, как греховность?”: “Нимфоманка” Ларса фон Триера». Владимир Шалларь

«Триер предлагает (как на самом деле всегда предлагало подлинное христианство, ничего не знающее о теодицеях) нечто, что мы назовем «аргументом от зла» — «зло есть, значит, есть Бог». Зло, как то самое «жало в плоть», напоминает о Боге. Зло, а не «дискомфорт» или «проблемы». Если бы Бога не было, все окружающее было бы нормой — ибо не было бы Того, с Кем мы сравниваем нашу реальность: опознавая что-то как зло, мы тем самым постулируем бытие Божье, нечто Иное к миру зла. Именно это напоминание хочет скрыть культура своими колыбельными».

Также из статей Владимира Шалларя вы читали «Апология безделья, или Против активности» — богословский, экзистенциальный и социальный анализ заповеди о Субботе.

14. 25 января 2018 года Георгий Великанов погиб, спасая упавшего на рельсы бездомного. Из его статей вы особенно много читали «дерзновенную попытку стихотворного размышления над Первосвященнической молитвой Господа» — «Первосвященническая молитва Христа (Ин 17)».

«С Богом он был свободен» — воспоминания о Георгии.

13. «Самобичевание и покаяние – в чем разница?» Татьяна Зайцева

«Мне не нужны переживания человека о том, что он «плохой». Мне нужно от него, чтобы он меня заметил, услышал, понял – чтобы я была для него достаточно ценной, чтобы прислушиваться ко мне. Точно так же и Богу не нужно от нас самобичевание и переживание своей плохости. Ему нужно, чтобы мы услышали Его, услышали и поняли, и перестроили жизнь так, чтобы Ему как личности было в ней место…»

Из статей Татьяны Зайцевой вы также читали «Да святится Имя Твое. Что Имя Божие значит для нас?»

12. «Психотерапия, рукоблудие и молитва. Записки психотерапевта». Марина Филоник

«На второй встрече я, ощущая затянувшееся хождение «вокруг да около», позволила себе высказать предположение, что, возможно, часть болезненных переживаний клиента как-то связаны с сексуальной сферой. Уже было известно, что у Максима есть девушка, они встречаются несколько месяцев, она тоже верующая. Вопрос оказался точным, атмосфера консультации резко сменилась с вяло-пустоватой на энергично-наполненную. Максим как будто ждал такого вопроса как помощи, чтобы начать говорить «о самом страшном», потому что сам решиться не мог. В конце второй консультации он озвучил свою проблему. Это – рукоблудие. Старательная борьба, воздержание, порой долгие перерывы, а потом опять «срыв». И после этого жгучее чувство вины, ощущение собственной плохости и ужасности, потоки самообвинений и т. п. Я несколько удивлена: это и есть то самое страшное, о чем Вы боялись сказать на первой встрече? Ответ утвердительный. Обоим «полегчало»…»

11. «Что я чувствую». Священник Сергей Круглов

«Что я чувствую, читая сегодня ленту новостей и комментарии разных людей по поводу тяжких событий в Церкви? Чувства – вещь такая… неканоничная, её, как говорится, к делу не пришьешь. Но всё-таки, всё-таки… всё-таки. Вражда, раздор и выяснение отношений – всегда унылы, скучны, глупы и ядовиты. Тем более – в Церкви Христовой, здесь они тяжелее стократ и у всего мира на виду. И ничего хорошего от них ждать не приходится – только надеяться, что Господь как-нибудь да «управит», Он же вечно за нами управляет и подтирает, как Отец – за пакостными детьми… Кто виноват, кто детей учит вражде? Дьявол, кто еще. Никто иной. Раздувает наши гордыни, амбиции, властолюбие, обиды, претензии; «наши» — в общем смысле, человеческие. А мы, люди, ведёмся. И еще скажу о чувстве острой жалости ко Христу. Каноны, юрисдикции… пока это достаточно отвлеченные «понятия», предмет, скажем, церковной истории, о котором есть защитная иллюзия, что это «преданья старины глубокой», жить еще не так страшно. Но, читая сегодня в ленте разные живые реакции разных людей на свежий разрыв, от недоуменных и горестных до саркастических и ернических, и помня, что это — реакции малых сих, каковы бы сами по себе эти «малые» ни были, вспоминаю слова Христа…»

10. «Обращение портала «Предание.ру» по поводу разрыва евхаристического общения между РПЦ МП и Константинопольским патриархатом». Владимир Берхин

«Так как среди наших друзей, жертвователей и посетителей портала «Предание» множество православных христиан, я счёл нужным от лица портала «Предание» сказать несколько слов о событиях, смущающих православный мир последнее время. Конфликт между Московской и Константинопольской патриархиями из-за вопроса управления Церковью на территории Украины привёл сперва к разрыву евхаристического общения на уровне епископата, а после и к полному разрыву евхаристического общения по решению Священного Синода Русской Православной Церкви. Воспринимать это решение иначе как с болью невозможно. Тело Христово разрывается из-за нерешённых административных вопросов, не имеющих ни догматического, ни сотериологического значения. Это прямо противоречит призыву Писания «Да будут все едино, как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе». И вот что мы хотели бы сказать…»

Также в топ попала статья Владимира Берхина «В страданиях нет ценности» («Если вы слышите от кого-то призывы «пострадать», – не ведитесь. Страдания неизбежны, таков наш грешный мир. Но мы призваны Богом не к боли, мы призваны к Любви и к работе, к служению друг другу»).

9. «Может ли Православие быть гламурным». Инна Кожина

«На глаза мне попалась низкосортная, мерзкая статейка «Как стать знаменитой православной инстаматушкой» на сайте ahilla.ru. Я постаралась убрать максимально все свои эмоции и честно и здраво разобрать статью. Бесспорно, там есть весьма правдивые вещи, о которых стоит задуматься каждому из нас, посмотреть в это зеркало, правда, искаженное несколько уродливым гротеском, но зеркало… Я не раз писала в своём блоге на тему innavladam_православнаямода. Надо признать, что, увы, в какой-то мере понятие «православный гламур» стало присутствовать в нашей жизни. НО! Важное такое весомое «НО»: оно всегда присутствовало, потому что меняются века, нравы, а человек вчера и днесь тот же».

8. «Психология духовных кризисов: потеря веры или переосмысление религиозного опыта». Наталья Скуратовская

«Мне хотелось бы в качестве минимальной цели немного воодушевить здесь присутствующих по поводу духовных кризисов. Что это тяжело, это больно, раз есть эти переживания. Но без этого никак нельзя. И это дает по большому счету возможность приобретать все то, о чем говорилось во всех предыдущих выступлениях. Потому что кризис – это возможность. Все, что вообще у нас есть, развивается при помощи кризисов: наша личность, отношения с другими людьми, наше мировоззрение. То есть кризис – это возможность за короткое время получить качественный скачок, получить радикальные изменения. Только это дает нам шанс перейти на более высокую ступень развития. Но гарантии не дает. И, собственно, в каждом кризисе у нас есть опасность вместо того, чтобы пережить его и подняться, либо зависнуть в своих переживаниях, либо провалиться в бездну отчаяния».

7. «Нелюбовный треугольник». Андрей Десницкий

«Я маленький человек и не в силах повлиять на церковные новости, которые приходят из Москвы, Киева и Константинополя. Но я чувствующий и думающий человек, и не могу о них не рассуждать. И то, что происходит, огорчает меня и пугает. Константинополь указывает на собственные документы XVII века, составленные с намеренными двусмысленностями, Москва – на еще более древние каноны. Каждая сторона по своей версии целиком и полностью в своем праве. Но все эти документы не важнее Евангелия, они – как костыли для хромого. Когда не хватает веры, надежды и любви, чтобы ходить свободно и легко, каноны помогают не упасть окончательно. Но драться костылями нелепо, как и жить одними канонами невозможно, не они – главное в Церкви. Было ведь время, когда и канонов не было».

6. «Рождественские молитвы». Священник Федор Людоговский

Разбор ветхозаветных чтений о Рождестве, рождественских стихир, тропаря, канонов, кондака, акафистов.

Также в топ попала статья отца Федора «Как мы говорим и во что верим».

«Уже давно мне хотелось сделать обзор некоторых выражений, которые используются в церковном обиходе, посмотреть, каковы их истоки, как менялось со временем их значение и употребление – и в результате понять, каковы наши (православных христиан) ценности и какова наша вера. Меня будут интересовать четыре понятия. И самим этим понятиям, и соответствующим русским (церковнославянским) словам и выражениям сотни и сотни лет. Мы с ними свыклись, они – некий фон нашей церковной жизни. Тем важнее, как мне представляется, критически взглянуть на обыденные вещи, на то, что формирует наш язык и наши представления о Боге, о церкви и о нас самих. Четыре понятия, о которых пойдет речь, объединены в пары. И первая пара – это слова священник (с греческим вариантом иерей) и храм (с синонимом церковь)».

5. «Доколе, Ваше Святейшество?!» Обращение анонимного священника

«Ваше Святейшество! Обращается к Вам обычный русский поп. Я не называю свое имя, но это не важно, ибо нас много: отцов Алексеев, Михаилов, Евгениев; слишком много, — по Вашей святейшей воле оказавшихся в нынешней ситуации. Не называю еще по той причине, что устройство Церкви, словно Дон Корлеоне, Вы превратили в клан, а архиереев в капореджиме, беспрекословно исполняющих Ваш Святейший произвол. А в клане, как известно, жёстко расправляются с несогласными, порой даже более жестоко, чем в светском обществе. Рукоположенные в 90-х, мы не понаслышке знаем, какой была Церковь: испытывая нужду, поднимали храмы; унижались перед бандитами и местными князьками; старались возжигать духовную жизнь в народе. Чего греха таить, в нулевых посмеивались над стареющим Святейшим Алексием, снисходительно называя «дедушка». Кем был для нас тогда митрополит Смоленский и Калининградский? Молодым (относительно), креативным, спортивным и эрудированным. Да, именно Вас мы видели будущим патриархом. Но мы все жестоко ошиблись. Очарованный белым куколем, Вы совершенно не видите жизни обычного попа, прихожанина».

4. «Рукоблудие – не проблема. Или проблема?» Свидетельство анонимной девушки

«Об этой проблеме чаще говорят как о проблеме мальчиков-подростков и молодых мужчин, как будто с ней сталкивается только сильный пол. Между тем, она не в меньшей степени касается и молодых девушек и женщин, так как христианское учение о браке и целомудрие предполагает полное воздержание до брака для обоих полов. Трудности же, связанные с соблюдением седьмой заповеди во всей ее полноте, свойственны мужчинам и женщинам в равной степени. Сразу оговорюсь, что могу говорить только о своем опыте, и схожем опыте моих ровесниц – о том, как эта проблема проявляется в жизни православных христианок, которые пришли в Церковь либо взрослыми, либо в подростковом возрасте, и не имели опыта воспитания в христианской семье с младенчества».

3. «Некоторые размышления о правах Вселенского Престола и антиконстантинопольской полемике». Антон Гелясов

«В последнее время на Патриарха Варфоломея был вылит невероятный поток грязи и ужасных обвинений: он оказывается одновременно агентом ЦРУ и ватиканским шпионом, злым русофобом и страшным еретиком, который только и мечтает о том, чтобы стать «Константинопольским Папой» и подмять под себя весь православный мир. Некоторая часть СМИ и блогеров рисуют мерзость его злодеяний в таких масштабах, что после всего этого его образу для более полной картины не хватает разве что хвоста и рогов. Такое количество сточных вод вызывает у многих, в том числе и у меня, некую смесь удивления, негодования и ироничной улыбки».

2. В топ вошли несколько подборок Владимира Шалларя:

«20 книг о смерти»,
«Романы о “женской доле»,
«Женщина в Церкви»,
«30 книг о религии и науке»,
«Наши лучшие книги по версии профессора Осипова»,
«Христианская музыка»
.

1. «5 причин, по которым я не буду исполнять решение синода РПЦ о разрыве евхаристического общения с Константинополем». Алексей Миняйло

«Для начала два слова о том, как я вижу ситуацию. Поступок патриарха Варфоломея мне видится политически мотивированным и нечестным. Полагаю, Украине нужна автокефалия, но появиться она должна более цивилизованным путём. Ответные действия РПЦ я считаю несоразмерными и политизированными, да синод этого и не скрывает: «Нынешнее деяние Константинопольского Патриархата — попытка похитить то, что никогда ему не принадлежало». «Не хочу разбираться в политических нюансах, а вот выработать личное отношение к христианской части этого конфликта совесть меня призывает. Выработал. Исполнять решение синода РПЦ я не буду, и вот почему…»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle