Продолжаем разбирать эхо гламурного православного скандала.
Писать надо так, чтобы и врагу понравилось.
К. Леонтьев
Православный рунет – особенно в сегменте «Фейсбука» – сейчас не то чтобы гудит, но уже не первый день, с разной степенью активности и корректности, обсуждает «православный инстаграм-скандал».
Суть в том, что портал «Ахилла», известный своими текстами о том, какая РПЦ страшшшная и ужасссная, разместил очередной текст. В котором, извините, уже до мышей докатился.
Статья, если серьезно, говорит об очень насущной проблеме: опасности популяризации православия посредством соцсетей, конкретно «Инстаграма». Мерзость же текста в том, что автор выбрал несколько популярных аккаунтов матушек, которые всячески своё матушкинство подчеркивают, – и хлёстко, стильно, стёбно и излишне злобно (а потому бессмысленно зло) по ним прошёлся.
Ситуация двоякая. С одной стороны, «Инстаграм» на самом деле наводнен огромным количеством фальшивых, ханжеских, пафосных, нетерпимых к инакомыслию и лицемерных инстаматушек. Которые искренне считают, что не просто постят преисполненные самолюбования фотографии, содержащие тонну ретуши и фильтров, а выполняют особую миссию. И когда им говорят: «Тётя, что ты несёшь, ты же своим поведением, излишне елейными комментариями и слащавым контентом только отвращаешь от веры и православия», – в ответ следует бан и снисходительное «мне жаль вас, вы еще не доросли до истинного понимания жизни». Вне всякого сомнения, это было бы верным замечанием, если бы не одно «но»: подобных критических комментариев не один, не два и даже не десяток. Их уже сотни.
С другой стороны, «Ахилла» устроил публичную показательную порку, выбрав в качестве жертв несколько популярных инстаматушек. Что мешало поступить сообразно некоторым негласным правилам сетевого этикета и просто замазать на скринах ники? В результате вся хлёсткая верность текста, стильность его, стёбность в хорошем смысле – превратились в банальное «О, зырьте, баба-дура, а вот еще одна, ату их!» Да, прицельное называние имён в подобных случаях – это именно «ату».
И одна из обиженных матушек выступила в ответ, использовав по-джентльменски предоставленную площадку блога «Предание».
Реакция совершенно логичная. Но по итогу – очень сильно подтверждающая суть тех претензий, которые высказал «Ахилла».
Не будем сейчас заниматься разбором ответного текста. В отличие от текста «Ахиллы» – этот текст правомочен, обиженная женщина защищает свою жизнь и своё право на гламур. Вот на этом-то мы и остановимся.
«Может ли быть Православие гламурным» называется текст-ответ, и ненужная елейность видна сразу в этой строчке: в написании слова «православие» со строчной буквы нет ничего оскорбительного или неверного, а вот буква прописная сразу выдает излишнее придыхание и см. выше (т. е. текст «Ахиллы»).
Нас интересует другое, а именно термин «гламурное православие».
Почему и зачем интересует? Дело в том, что, хотим мы этого или нет, но гламур давно и прочно вошёл в нашу жизнь, причем в нормальном количестве и качестве это вовсе не так уж плохо. Отвратительным он становится, будучи самоцелью (оставим каждому самому принимать решение, являются ли таковыми примеры, приводимые «Ахиллой», или нет).
Я слышала истерическое мнение о необходимости внедрения православного гламура еще в 2000 году. Излагала его девушка, которой очень нужно было одобренное церковной общественностью разрешение носить огромное декольте. И вот такой православный гламур нам не нужен. Не потому, что мы, православные, против декольте – а потому что в этом случае предпосылка ложная. Потому что речь не о том «как красиво православие!», а о том, «как красива я в православном антураже».
Нет ничего плохого в понимании того, что ты красива! В том, что ты умеешь красиво одеваться. Что у тебя есть возможность поехать в Париж или на Мальдивы. Просто нет никакой разницы, матушка ты при этом или нет. Вот в чем штука. Хороший контент, о котором говорит автор статьи-ответа, не зависит в этом случае от твоего статуса внутри церковной ограды.
Позволю себе еще только одну цитату из этого текста. «Мне лично куда приятнее видеть в ленте нежные красивые фото женщин в самых красивых благочестивых, разных платьях от дворянского стиля до парижского ретро с цитатами святых отцов, классиков, семейные новогодние фото и, да, дети в пижамках с молитвословом, чем полуголые пятые точки на лабутенах, шикарно отфотошопленный контент». Не возвращаясь к ранее цитированному того же автора «хороший контент – это тоже труд огромный!», скажу лишь, что каждый сам формирует свою ленту – и кто-то делает это по принципу личного знакомства, например. И хорошая пятая точка на лабутенах, при этом не отфотошопленная, а собственноножно накачанная, может доставить не меньше радости, чем детки в пижамах с молитвословами, потому что и то, и то – это картинки настоящей жизни лично знакомых настоящих людей. Неприятно, когда всё сводится только и исключительно к пятым точкам или молитвословам. Впрочем, я повторяюсь.
Знаете, как я впервые воочию увидела православный гламур здорового человека? Нет, не священство на мерседесе, не лиловая атласная подкладка рясы, не бриллиантовые брошки. В начале 2000-х годов в Петербург первый раз привозили мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона. Народ стоял в очереди сутками – лично я была делегирована от семьи, стояла день, ночью с перерывами спала в машине. Через несколько человек от меня всё это время стояла женщина, которые в начале нулевых еще редко встречались на улице в открытом доступе: ухоженная до кончиков ногтей, макияж на высоком уровне, стильные кольца, дорогая одежда и аксессуары, при этом никаких ботоксов и т. д. Молодая, приятная, позже к ней подъехали муж и сын. Она сутки стояла на своих естественных каблуках, отходила за едой, гуляла, звонила кому-то – и при этом была погружена в Ожидание Встречи. Нет, никаких «особых лучистых православных глаз» или «особо благочестивых платьев» у нее не было (да вообще в джинсах была), самая обычная женщина. Я ее спустя несколько дней случайно в метро встретила – точно такая же: то спокойная, то весёлая, то с гримаской, то с улыбкой. Естественная, в общем. При всём очевидном гламуре и достатке.
Я, наверное, сейчас тоже не очень права в том, что вообще пишу этот текст (тоже по-идиотски разлапистый и не структурированный), привлекая лишнее внимание, устраивая новый виток этой истории. Но дело в том, что проблема православного гламура в целом и тождества «православный гламур = лицемерие и ханжество» на самом деле назрела. А теперь еще и с вопросом «почему об этой проблеме смогли заговорить только сразу же путём хайпа, хейта и скандала». И что теперь с этим делать.
Ну и потому, конечно, что я хочу быть крутым православным журналистом и всю жизнь получать гонорар. А пока пойду-ка выложу в «Инстаграм» фотографию котика под иконами. Тем более что я не матушка, мне можно.