Илья Забежинский о том, что главное условие пребывания в Церкви – осознание своей свободы.
Единственная реформа, в которой нуждается моя Церковь и на которую она вряд ли когда-нибудь пойдет, описывается всего двумя словами.
Вот Церковь соборно или устами Патриарха обращается к своим чадам и говорит:
– ВЫ СВОБОДНЫ.
– То есть как?
– А вот так. Свободны. Мы вам ничего не навязываем. Вы сами выбираете.
Вы сами выбираете, молиться вам утром и вечером или не молиться. Молиться по молитвослову или своими словами.
Мы вам расскажем о молитве. Мы вам покажем опыт молитвы. Мы вам покажем опыт Церкви, как прекрасна молитва. Мы поможем вам научиться молитве. Но мы не станем вас заставлять молиться. Мы не будем требовать от вас молиться. Вы сами решаете, молиться вам или не молиться, и как молиться. Есть опыт Церкви: не хочешь молиться, лучше помолись. Хотя бы вздохни. Это не приказ. Это совет. Но можешь и не молиться. Вы свободны.
Вы сами выбираете, читать Вам молитвы к причастию или не читать. Поститься перед причастием или нет. Исповедоваться перед причастием или только по особой нужде. Причащаться раз в неделю, каждый день или раз в жизни. Когда ходить на службу. Сколько раз ходить на службу. Ходить ли на вечернюю службу. И ходить ли на службы вообще.
Вы сами решаете.
Живой Христос зовет всех вас на Свой пир. Каждому можно прийти. Хочешь – приди. Не хочешь – не приходи. Не к Патриарху идешь, не к священнику. Ко Христу идешь. Надо тебе ко Христу – приходи. Лучшая подготовка к причастию – добрая жизнь. Лучшая причина идти к Чаше – если хочешь быть с Богом. Еще более насущная – если не хочешь. Не хочешь причащаться, сходи, причастись. Заставь себя. Но это не приказ. Это совет. Ты сам решаешь. Ты свободен.
Вы сами решаете, в платочке вам быть в храме или в шортах. В юбке или в штанах. Стричься, бриться или носить косу или бороду. Высокое смирение жить по традициям церкви. Высочайшее – не смотреть, живут ли так другие. Сам решай.
Вы сами решаете, поститься вам в среду и пятницу или не поститься. Есть ли вам мясо на Масленицу. Держать ли вам все четыре больших поста или только Рождественский и Великий. Или только последнюю неделю Рождественского и весь Великий. Или только Страстную. Как вам их держать: с рыбой или без рыбы, с маслом или без масла, с моллюсками или нет, с молоком или без молока. Или просто без мяса. Или с мясом, но без пирожных. Или с пирожными, но без телевизора. Или с телевизором, но без интернета.
Поститься вам вообще или не поститься вообще.
Вы свободны, решайте сами.
Пост есть духовная радость. Духовная весна. Духовное обновление. Мы вам про это расскажем, мы с вами опытом этой радости поделимся. Но вы сами решайте. Вы свободны.
Решайте сами, по какому вам календарю жить. Церковь за границей позволяет одним приходам выбрать новый стиль, другим – старый. И никакое единство Церкви не страдает от этого. И бывает так, что владыка на одном приходе празднует Рождество 25 декабря, а на другом – 7 января. Вот и здесь: живите каждый приход, как решите сами.
Выберите сами, на каком языке служить. Хотите – на церковнославянском, хотите – на русском. Там, где в районе много китайцев, служите на китайском, где много узбеков, и кто-то из них стал захаживать в храм, добавьте узбекский. Где русские живут – служите хоть иногда на русском. Или иногда на церковнославянском. Сами решайте. Не бойтесь за церковное единство. Единство Церкви не в языке и календаре и даже не в единых правилах поста, а во Христе. Если не будешь осуждать брата своего, молящегося и служащего по-русски, уже стал немного христианином, уже поработал на церковное единство.
Будьте свободны. Решайте сами. Спать вам с женами в пост или не спать. Сколько вам детей рожать. Шлепать вам детей или ласкать. Каким делом заниматься. Расти по карьерной лестнице или нет. Менять квартиру или не менять. Жить в городе или деревне.
Какие книжки читать, какие фильмы смотреть, на какие спектакли ходить. Решайте сами.
Вы свободны.
Не называйте нас учителями. Мы вам не учителя. Один учитель у нас – Господь Иисус Христос.
И Церковь – не учительница.
Церковь – любящая мать – божественной, бескорыстной любовью любящая вас мать.
Церковь говорит:
– Вот есть такой опыт. А есть такой опыт. Вот есть опыт такого богослужения, а есть такого. Вот есть такие посты, а есть такие, у них такой смысл или такой. Вот есть такая традиция, а есть такая. Но ты сам выбирай. Ты сам решай. Я ничего тебе не навязываю. Я ни к чему тебя не принуждаю.
Я не лезу к тебе в тарелку. И не лезу к тебе в постель. Если ты не понимаешь моих слов, я буду говорить с тобой на твоем языке. Если тебе неудобно праздновать сегодня, празднуй завтра. Какая разница, поститься или не поститься, если пост не приближает нас к Богу и не удаляет от Него, на каком языке молиться Богу, который и без языка знает все наши мысли, и в какие дни праздновать, если все дни праздников у нас условные и придуманные. Поэтому я, Церковь, не цепляюсь за такую ерунду из любви к тебе. Решай сам. Ты свободен.
Вы свободны, скажет Церковь, хвалить нас или ругать. Превозносить или поносить, дорожить нашими чувствами или оскорблять их. Считать наши святыни своими или смеяться над ними, прислушиваться к тому, что мы говорим, или отвергать, уважать наше учение или глумиться над ним.
Мы сами пришли в Церковь, не учить, не управлять, не превозноситься, не требовать, не приказывать, не строить в роты и не разворачивать в марше, не пасти народы, не укреплять государства, не разваливать вертепы.
Мы пришли, потому что мы слабые, глупые, косноязычные, грешные, порочные, неумелые, больные духовно. Мы пришли немощные и остались немощными. Но пришли мы ко Христу и пытаемся идти ко Христу, и сами оступаемся, и сами беспрестанно падаем, и возвращаемся, и снова уходим, но пытаемся хоть как-то зацепиться за Христа, остаться со Христом, и ничего нам, кроме Христа, не нужно. Только за этим и вам стоит к нам приходить. Только за Христом.
Чему мы можем вас научить? Опыту своих собственных падений? Не смотрите на нас. Смотрите на Христа. Хотите с нами? Пойдемте за Ним. Просто вместе легче идти. Вместе сподручней.
Но вы сами решаете.
ВЫ СВОБОДНЫ.