Собрали для вас книги и лекционные курсы о русской философии.
Книги
«История русской философии» Зеньковского (текст и аудиоверсия) — пожалуй, лучшее изложение истории русской мысли. Ее автор — Василий Зеньковский — сам один из ее далеко не худших представителей. «Историю русской философии» Зеньковского отличает систематичность, беспристрастность, привязка к историческому контексту. Может быть, самое важное для христианского читателя то, что Зеньковскому удалось, не смазывая мысль изучаемых им философов, не подводя их под свои концепции, показать развитие русской философии в связи с христианской истиной, как драму ее усвоения.
«История русской философии» Лосского — один из лучших трудов по этой тематике. Сам Лосский — один их представителей Русского Ренессанса. Краткая емкая история русской философии. Славянофилы, западники, русские материалисты 60-х годов XIX века, В. С. Соловьев, князья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, отец Павел Флоренский и отец Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, Л. Н. Карсавин, последователи марксизма и поэты-символисты — основные пункты этой истории, выделяемые Лосским.
«Очерки по истории русской философии» — прекрасное, популярное и общедоступное изложение истории русской мысли, выполненное видным ее представителем С. А. Левицким. Фактически это переработанные лекции, читанные в Америке, цель их, по определению автора, чисто «педагогическая». Действительно, это книга читается без усилий, притом что Левицкий, в общем, «не упрощал». Это не говоря про блистательность анализов, точность и емкость формулировок.
Труд Левицкого составляет некую триаду с классическими трудами Лосского и Зеньковского и даже, по некоторым пунктам, выгодно отличается от них. Во-первых, Левицкий писал после Лосского и Зеньковского и учитывал проделанную ими работу. Он писал позже — уже после смерти главных представителей Ренессанса, и мог освятить их творчество в полноте. Помимо этого, Левицкий не вводит свою собственную философию в изучаемый материал, чем грешили его предшественники.
«Русская идея» Бердяева — живое, яркое изложение истории русской мысли. Но и больше: через историю русского духа Бердяев пытается понять «русскую идею» — замысел Божий о России. Понятно, что сам Бердяев, может быть, главный русский философ.
«Типы религиозной мысли в России». Бердяев не раз намеревался составить сборник своих статей о русской и западной религиозной мысли. В 1944 г. он подготовил подобный сборник для французского издания, которое, впрочем, не было осуществлено. Данная книга составлена согласно этим планам Бердяева, исключая «западную» их часть. Иными словами, эта книга — своего рода учебник по русской религиозной философии.
«Мистическое мировидение. Пять образов русского символизма» — одно из последних крупных сочинения Ф. А. Степуна, выдающегося философа Русского Ренессанса и Зарубежья. Написанное уже после войны для европейского читателя, оно представляет собой 5 очерков-портретов крупнейших представителей русского символизма — Соловьева, Бердяева, В. Иванова, Белого, Блока, Бердяева. Живые, глубокие портреты этих людей и их творчества — разобранные биографически, эстетически, философски и наконец — с религиозных (христианских) позиций. Этой книге придает особую ценность два обстоятельства: Степун — сам представитель того великого духовного пробуждения России начала XX века, очевидец и участник событий, просто знакомый и приятель большинства своих героев; и второе: при всей своей близости к реалиям описываемых в книге, Степун пишет спустя несколько десятилетий и для публики, в большинстве своем просто ничего не знающей о Серебряном веке.
«После перерыва. Пути русской философии» — нечто вроде учебника по русской религиозной философии: точнее, его можно использовать в том числе и как учебник. На самом деле это гораздо большее: самостоятельное исследование, самостоятельная мысль. Автор — С. С. Хоружий — возможно, крупнейший русский мыслитель современности.
«Русская религиозно-философская мысль XX века» — сборник таких занчимых для русской мысли авторов как Шмеман, Арсеньев, Шаховской, Левицкий и др. Сборник содержит два раздела. В первом разделе выясняются исторические корни, пути и проблематика русской религиозно-философской мысли XX в. Второй раздел сборника состоит из монографических статей обо всех главных — и о некоторых других, тоже значительных — русских религиозных мыслителях XX столетия.
Лекции
Лекции (и их расшифровка) отца Александра Меня о русских религиозных философах. Лекции, так сказать, «вводные», как говорит сам о. Александр: «Я хотел бы, чтобы вы почувствовали, увидели образ этого человека, стиль его мышления, могли бы окинуть взором его творческий и жизненный путь». То есть «Русская религиозная философия» о. А. Меня — это первое знакомство, очерки. «Русскую религиозную философию» (книгу) составили лекции отца Александра Меня о предшественниках Владимира Соловьева и о нем самом, братьях Трубецких, Льве Толстом, религиозно-философских собраниях в Петербурге, о Мережковском и Гиппиус, Бердяеве, Булгакове, Флоренском, Франке, Федотове и матери Марии (Скобцовой). Аудиозаписи сохранили не весь этот материал.
«Лекции по русской философии» — разные лекции из разных курсов Петра Рябова (современного философа — анархиста и экзистенциалиста) по русской философии: Федор Достоевский, Лев Толстой, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Лев Шестов, Дмитрий Мережковский, Николай Федоров, Константин Циолковский, Сергей и Николай Трубецкие, Бакунин, Кропоткин и другие русские философы.
Лекционный курс Д. К. Бурлаки, ректора РХГА, по истории русской философии: предыстория, Чаадаев, Хомяков, Киреевский, Данилевский, Достоевский, Леонтьев, Розанов, Федоров. Последние пять лекций курса посвящены Соловьеву.
Сергей Пименов в своем курсе истории русской философии расскажет о русской мысли от Древней Руси до Ломоносова, о Сковороде, Чаадаеве, западниках и славянофилах, философии русских писателей, Леонтьеве, Федорове, Соловьеве, Розанове, русском марксизме, русском религиозном Возрождении, символистах, Бердяеве, Булгакове, Н. Лосском, Франке, Флоренском. Курс лекций Сергея Пименова по истории русской философии прочитан в Российском Православном университете св. Иоанна Богослова.
«Русские православные мыслители XIX века» — курс философа, преподавателя РПУ Виктора Тростникова: Киреевский, Аксаков, Самарин, Леонтьев, Данилевский.