Денис Собур продолжает свои размышления о многодетности и контрацепции.
На днях общался с другом и услышал очередную историю. Небольшой городок под Воронежем. Священник. Рожать сколько Бог даст. Восьмая беременность матушки. Болезнь. Зачем тебе в больницу… Итог – смерть матери и младенца. И куча детей без матери.
Я бы даже не стал об этом писать, все уже сказано в той моей статье. Но прочитал на “Правмире” очередное интервью со влад. Пантелеимоном, в котором он настойчиво продвигает «православность» такого подхода. Запрет на контрацепцию и песнь про жизнь «аки брат с сестрой». Хотя владыку я уважаю за его дела, но эти рассуждения не лучше утверждений, что ходить ко врачам – это грех. Ведь здоровье и болезни дает Бог, а врачи вмешиваются в Его замысел. Не так ли?
Поскольку никто из сотен епископов, подписавших «Основы социальной концепции РПЦ», не собирается их защищать, придется мне побыть капитаном Очевидность.
Всю историю христианства ему противостоят дуалистические, гностические учения, считающие материю злом. Частным случаем этого является учение о греховности сексуальных отношений супругов. Это учение может иметь радикальную форму, которая осуждена Гангрским собором («кто гнушается верною и благочестивою женой, совокупляющейся со своим мужем или порицает ее» – анафема). Однако есть и мягкие формы, утверждающие, что сексуальные отношения допустимы лишь для рождения детей. Против такого тезиса выступает устройство человеческой плодности. Большинство млекопитающих знают, в какие дни зачатие возможно, а в какие нет. У человека же, наоборот, овуляция происходит скрыто, и сложно определить те несколько дней в месяц, в которые возможно зачатие. На практике до XX века нельзя было отличать близость для зачатия и близость ради близости. Когда это стало возможно, были проведены соборы и приняты решения. У русских православных на Соборе 2000 года принято решение, что грехом неабортивная контрацепция является лишь в том случае, если она «из эгоистических побуждений». Максимально корректная формулировка. У католиков принято решение не допускать использования контрацептивов, но взят курс на просвещение в методах естественного распознавания плодности и супружеских отношений в подходящие дни (т. е. для желающих зачать – в дни овуляции, желающих подождать с детьми – вне нее).
Разные решения технически, но богословие в основе одно и то же. Чадородие, которым спасается женщина, по слову апостола Павла, – это не рождение детей само по себе. Златоуст, толкуя этот стих, пишет, что это есть дело природы (естества) и спасительным само по себе не является. Тем более что есть и девы, и неплодные. Здесь речь идет о спасении через воспитание «ратоборцев Христу». Иначе говоря, заповедь «плодитесь и размножайтесь», говорившая о увеличении народа через демографию, была заменена заповедью «идите и научите все народы», которая уже не о плотском рождении, а о духовном.
Я слышал про супругов-протестантов, которые решили вообще не иметь своих детей и уехали в Африку помогать детям. И хотя своих детей у них нет, явно это сделано не из эгоистических побуждений. Об этом, кстати, пишет и ап. Павел: «неженатый заботится о Господнем, а женатый – как угодить жене». Совершенно не очевидно, как бы отнесся апостол Павел к таким протестантам, которые живут вместе, чтобы не разжигаться, но при этом не заводят детей, чтобы не заботиться о мирском. Вопрос сложный, неоднозначный и допускает разные решения. Но в любом случае нельзя называть эгоистами родителей двух-трех детей, решивших остановиться. Да и родителей одного ребенка нельзя. Все очень зависит от ситуации.
Количество детей определяется не биологическим пределом, а возможностью воспитать их христианами. И до революции семьи по 6-9 детей были редкостью. Обычно выживало 3-4 ребенка. И многодетность до революции не считалась даром Божиим. А иногда и Божьим наказанием бедняку. Энгельгардт в «Письмах из деревни» цитирует смоленских крестьянок, считавших даром Божиим, что Он прибрал к себе грудничка и этим облегчил нагрузку матери. Общение с многодетными матерями, «рожающими сколько Бог даст», показывает, что далеко не у всех очередная беременность вызывает радость. Скорее наоборот. В совсем тяжелых случаях это приводит к тому, что православная христианка идет и делает аборт, потому что сил уже нет. Благочестивые разговоры на приходе обычно затихают, как только потребуется реальная помощь с детьми. Да, есть исключительные приходы, где многодетным серьезно помогают. Но это исключение. Обязательно до этого доводить??? Кто-то действительно считает, что до революции крестьянки спасались через многодетность и смерть в родах, а теперь либеральное «христианство-лайт» хочет их этого лишить? Мы также перестали пахать землю и используем тракторы – тоже «православие-лайт». Потому что заповедь говорит «в поте лица твоего будешь есть хлеб». Хорошо, что мода на православные экопоселения потихоньку сходит на нет…
«Супруги какое-то время могут жить как брат с сестрой». Это учение популярно в аскетической литературе, но мало известно на практике. Да, Иоанн Кронштадтский с определенного момента в браке решил так жить. Но если посмотрим его дневники, то это принесло массу проблем. И с женой весьма плохие отношения, и плотская брань постоянная. Удивительно, но этот подход диаметрально противоположен Новому Завету. По Евангелию, подавить в себе сексуальное влечение могут лишь редкие единицы, которые «вмещают слово сие». И апостол Павел разъясняет это: лучше вступить в брак, чем разжигаться (1 Кор 7:9). Вступить в брак и разжигаться – это совершенно странное решение. Да, бабушки на приходе очень любят про это рассказывать. Но мне не известны семьи, которые бы так жили и при этом сохранили бы взаимную любовь. Может, они и есть, но это крайняя редкость. Призывать к этому всех подряд – такое же вредительство, как рукополагать иеромонахом 18-летнего неофита с горящими глазами (хотя наверняка были единичные случаи, когда это пошло на пользу).
Для христиан недопустимы аборты и любые препараты, препятствующие закреплению эмбриона на стенке матки. Неабортивные контрацептивы, формы супружеских отношений, их частота и т. д. – это личное решение супругов. Да, христиане должны принять всех зачатых детей. И так и происходит обычно. Значительная доля многодетных (если не большинство) – это случаи, когда люди хотели 2-3 детей, а потом контрацепция не сработала. Причем не срабатывают любые методы – на форуме многодетных много об этом говорят. И это нормальная ситуация, в том числе и среди православных.
Ненормальна ситуация, когда некая теория, практически не связанная с христианством, становится идолом. В жертву этому идолу приносятся воспитание детей, отношения супругов, время, здоровья, жизнь. Все ради «рожать, сколько Бог даст». Это не учение Церкви, вот в чем дело. Если бы я это понимал раньше, то мне не пришлось бы заплатить за это знание жизнью моего пятого ребенка.
Многодетность – это хорошо. Но при условии, что у родителей хватает сил на воспитание детей на адекватном уровне. Адекватность сегодня оценивают сами родители. Хорошо бы, если бы была возможность проконсультироваться с более опытными людьми. Но это должны быть люди, которые отвечают за слова и знают реальные ситуации, а не рассказывают сказки.
А все разговоры про «зайку и лужайку»… Кому-то к зайке дается лужайка, кому-то нет. Кому-то рождение еще одного ребенка укрепляет семью, а кому-то разрушает. Есть такой анекдот: «83,3% процента британских ученых доказали, что русская рулетка абсолютно безопасна»…
Православные христиане, священники и миряне, контрацептивы используют. Позиция, озвучиваемая владыкой Пантелеимоном, является позицией меньшинства – это я могу сказать точно, поскольку обсуждал эту тему со многими священниками и мирянами. По непонятным мне причинам все остальные в публичном пространстве молчат и проглатывают эти заявления о греховности контрацепции…
Впрочем, еще недавно слышалась точка зрения, что нечего ходить ко врачам, все равно излечение от Бога. Со временем уйдет и эта. Только сколькими жизнями и разрушенными семьями придется заплатить за это время.
Читайте также:
Священник Стефан Домусчи. Христианство и многодетность