Великий пост держат многие, даже те, кто церковным человеком не является, даже те, кто себя позиционирует неверующим и агностиком. Для людей нецерковных главный вопрос поста: что можно, а чего нельзя есть. Часто в человеке просыпаются какие-то религиозные инстинкты, и пост здесь хорошая возможность эти инстинкты как-то удовлетворить.
В данном случае пост, конечно, не нужен. Пост совсем не об этом. Пищевые моменты – это вообще в посте дело десятое или даже двадцатое. Если в человеке просыпается какое-то духовное движение и он ищет, как ему приблизиться к Богу, надо начинать не с отказа от мяса, а с чего-то другого. Такому человеку необходимо оглашение, то есть научение вере, получение ответов на свои вопросы и знакомство со Священным Писанием и догматикой, постепенное врастание в богослужение и Таинства. А само по себе неядение мяса никак к Богу не приближает, нисколько! Если же есть желание сделать какой-то шаг ко Христу, то гораздо полезней будет начать читать Писание или какую-либо другую духовную литературу. При этом я не хочу сказать, что гастрономическая часть вообще не имеет значения. Имеет, это тоже важно, но, во-первых, это не центральное, во-вторых, начинать первые шаги в вере надо точно не с пищевых ограничений.
Мало кто знает, даже среди церковных людей, что изначально пост в христианской церкви появился как часть оглашения. На втором этапе оглашения, перед Пасхой, желающие креститься постились, слушали проповеди, готовясь к вхождению в Церковь через крещение. Люди наставлялись в Писании, в учении Церкви, как правило, радикально меняли свою жизнь, отказывались и отрекались от многого, что было несовместимо с жизнью христианина. То есть пост, как мы видим, имеет не только личностное измерение, но и соборное. Как и евхаристия, пост не просто дело моего личного благочестия, но это еще и церковное дело. К сожалению, церковное понимание поста, его соборное понимание сейчас практически отсутствует.
Но, конечно, пост важен и в плане личного духовного роста и развития. Многие верующие со временем охладевают к посту, начинают его считать какой-то устаревшей традицией, которая имеет мало отношения к реальной жизни, некий анахронизм. Где, мол, в Писании про пост написано? Да и вообще мы уже спасены, зачем нам поститься?
Во-первых, постился Христос: для нас это уже является вполне нормальным основанием для того, чтобы поститься.
Сам Христос говорит о том, как правильно поститься:
«Но когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо» (Мф 6:17).
В другом месте Он говорит:
«Но придут дни, когда отнимут у них Жениха, и тогда станут они поститься» (Мф 9:15).
То есть пост является очень важной частью жизни человека. Да, когда человек уверовал во Христа, принял Его всем сердцем, то он, конечно, обрел спасение. Но спасение в каком смысле? В смысле, что он уже гарантированно в Царстве Божьем себе место забронировал и теперь может делать что хочет? Нет, конечно. А в том, что он встал на путь жизни. Но ведь с этого пути всегда можно уйти, потому что в этом мире еще действует зло. Да и сам человек, который уверовал в Бога, пришел в Церковь, имеет еще много чего, над чем стоит трудиться.
«От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное терпит насилие, и употребляющие силу овладевают им» (Мф 11:12).
Придя к Богу, человек получает дары Духа, получает благодать, которая его питает и вдохновляет: все верующие помнят тот период, когда действовала призывающая благодать, когда как на крыльях летал, все связанное с верой приводило в восторг. Но потом все это куда-то исчезло, стало пресно, банально и бессмысленно.
Это вполне закономерно: призывающая благодать уходит, затем нужен труд, духовный труд, чтобы те дары, которые человек получает вначале, приумножились, чтобы благодать снова и снова посещала сердце, чтобы человек возрастал в любви к Богу и ближнему. И вот здесь просто невозможно без поста. В нас очень сильна инерция ветхого человека: сей мир, во зле лежащий, тоже оказывает на нас сильное влияние, как и плоть, которая, по слову ап. Павла, противостоит духу. Поэтому человеку требуется труды, чтобы укрепиться в вере, в церкви. Но так как у нас почти нигде нет нормального оглашения, введения человека в традицию, то со временем, когда призывающая благодать уходит, человеку мало понятно: а что тут делать? При чем тут его жизнь и какие-то средневековые ритуалы?
Очень важно, что в христианской жизни есть две центральные составляющие: дух и смысл. Когда человек приходит в церковь, то он почти ничего или ничего не понимает, он движим духом, благодатью, и на этот период ему этого достаточно. Но потом он должен войти в смысл церковной жизни, воцерковиться. И это и есть залог умножения благодати. Но так как он смыслов не обретает, в том числе и смысла православных богослужений (большинство православных христиан не знают службу и не понимают ее), то со временем он теряет и благодать.
То же самое и с постом. Нужно войти в дух и смысл поста как духовного делания. Он актуален в контексте реальной церковной жизни, которая не сводится только к участию в богослужениях. Если человек живет совершенно обычной жизнью, при этом он вроде бы порядочный прихожанин: не курит, не пьет, жене не изменяет, работает хорошо, иногда даже кому-то помогает, то не понятно: зачем тут вся эта покаянная риторика и атмосфера Великого поста, зачем вообще он, пост, нужен? Просто как инструмент для самосовершенствования? Но всё совершенно меняется, когда человек начинает что-то делать в самой церкви, заниматься каким-то служением. Для настоящего церковного служения нужны дары Духа, но просто иметь их очень мало, надо еще научиться ими служить, их пускать в дело. А вот здесь человек может столкнуться с большими проблемами. Тут откроется большое пространство для покаяния, потому что человек столкнется с многочисленными немощами. Это как с физкультурой. Пока не начал делать упражнения, вроде у тебя все нормально, ты ходишь, сидишь, иногда даже до автобуса можешь пробежаться, а вот пришел на тренировку, и понимаешь, что и тут не то, и там не гнется, и здесь болит, что вообще, по сути, развалина.
Христианин – это не статус, это призвание, это служение. Все христиане – священники, а значит, призваны служить Богу, служить теми дарами, которые дает Господь. И вот, чтобы эти дары взращивать, чтобы приносить добрый плод, чтобы возрастать в служении, для этого и нужен пост. Он помогает максимально сконцентрироваться на главном, отсекать всё ненужное, преодолевать то, что мешает. В таком случае сюда органически вписывается и гастрономическая часть.
Что же делать человеку, который еще не понял своё призвание и служение? И здесь снова пост – хороший помощник! Если человек полтора месяца максимально сосредоточится на духовном делании, поставит конкретную духовную цель, то тогда ему обязательно что-то откроется, что-то очень важное, и не просто откроется, но и дадутся силы, чтобы это важное начать воплощать.
Подводя итог, можно сказать: если мы хотим, чтобы Великий пост, как и вообще все другие посты, не просто сводился к гастрономии и к изменениям в чине службы, а чтобы он стал живой и действенной реальностью в нашей жизни, нужно возрождение института катехумената, когда время святой четыредесятницы стало бы временем сугубых усилий для одних по вхождению в Церковь, для других – по оказанию помощи в этом вхождении. То есть в Церкви должны возродиться в полноте миссия и катехизация и другие служения. Тогда верующие будут не просто заниматься индивидуальным освящением и спасением своей души, а начнут служить теми дарами, что даст им Господь, и тут понадобится пост для возрастания в своем служении, для умножения даров. Тогда самым радостным итогом поста была бы не возможность наконец-то разговеться, а крещаемые, прошедшие оглашение. И крестный ход перед пасхальный службой был бы не просто хождением вокруг храма, а торжественным шествием новокрещеных из баптистерия на их первое Причастие, и новорожденные члены Церкви были бы действительно самым главным плодом поста всех: и оглашаемых, и верных.
Рекомендуем нашу подборку литературы для новоначальных, только входящих в Церковь: читать