1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. 7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. 13 Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. 14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. 16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. 17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. 19 По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Ключевыми словами в этой главе мне кажутся эти: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф 2:6). Здесь Христос называется и вождем и пастырем. Cразу же вспоминается 22-й псалом – «Господь Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим…»
В наши дни ощущение, что тебя кто-то ведет и как-то пасет, может вызывать протест. Поэтому я задалась вопросом: почему же это хорошо – когда Бог – пастырь?
Когда Бог – пастырь, ты чувствуешь, что рядом всегда тот, кто любит тебя и заботится о тебе. Это полнота жизни. Поэтому такого состояния жаждешь. Летом я могла сказать, что у меня все прекрасно и наконец-то Бог покоит меня на злачных пажитях. Сейчас я иду долиною смертной тени и не очень вижу Бога и Его действие. Возможно, дело в том, что я не слушалась Его жезла, не обращала внимание на запретные и предостерегающие знаки. И теперь непонятно, куда идти. Остается надеяться, что Он как добрый Пастырь найдет меня, возьмет на плечи и вынесет из гиблого места. Или же я услышу Его голос и пойду на него. В любом случае даже просто вера в то, что Он рядом и Он ведет, делает ситуацию иной, в ней появляется свет и надежда.
Израиль хорошо помнил время, когда его вождем был Господь. Это время выхода из египетского рабства. Бог вел Израиль в землю, где течет молоко и мед, защищал от египтян, посылал манну, дал заповеди…
И дальше Бог руководил Израилем через судей, бывших пророками, знающих Бога. Вплоть до момента, когда Израиль захотел себе царя, чтобы «быть как прочие народы» (1 Цар 8:20). Бог предупредил их, что это чревато тем, что царь поработит их, и они восстенают, а Господь не будет им тогда отвечать. Потому что, захотев себе царя, как у прочих народов, они отвергли Бога как царя и вождя.
И действительно, довольно быстро у Израиля начались неприятности. Только Давид был царем по сердцу Господа. И вот снова рождается истинный царь, который поведет Израиль на злачные пажити. Защитит от врагов и даст мир. Почему же эта перспектива совсем не радует Ирода?
Потому что Ирод – узурпатор и даже не израильтянин, а идумеянин. Идумеяне считались потомками Исава, брата Иакова, который продал свое первородство за чечевичную похлебку. Царем Иудеи его сделали римляне. Ирод знает, что он незаконный царь, поэтому когда слышит о рождении другого царя, ему нет дела до того, что это может принести Израилю и всему человечеству. Больше всего он хочет сохранить свою маленькую власть, поэтому ему нет дела до чаяний и страданий других людей.
Вопросы для размышления
- Как вы относитесь к тому, что Бог может и хочет вести вас? Какие чувства и мысли это у вас вызывает?
- Вспомните периоды, когда вы чувствовали, что Господь – ваш Пастырь. Что в вас самих помогало это увидеть?