Мы провели две лекции в нашем лектории «Дары реформации» Оксаны Куропаткиной о том, как религиозный идеал становится живым, когда воплощается в реальную жизнь людей: как воспитывают детей, что читают, как общаются, как и на что тратят деньги, как относятся к власти. Протестантская Реформация XVI века была не только религиозным, но и социальным событием, перевернувшим мировоззрение людей европейской культуры.
Слушайте или смотрите лекции Оксаны Куропаткиной «Дары Реформации» здесь.
К этим двум лекциям подготовили подборку материалов о протестантизме:
«Философские основания протестантизма: история и современность»
Сергей Пименов
Это материал, которым мы гордимся. Уникальный лекционный курс истории протестантской мысли от предреформационных движений до «радикальной ортодоксии».
«Реформаторы»
Дмитрий Мережковский
Три биографии-размышления — о Лютере, Кальвине и Паскале.
Как всегда у Мережковского, написано ярко, глубоко, прекрасным стилем и в связи с современными проблемами.
«Томас Мюнцер»
Альфред Штекли
Томас Мюнцер — представитель той Реформаци, которая не удалась. Не «дух капитализма» — а коммунизм, евангельское равенство. Не solo scriptura, а живое продолжение Откровения. Не союз с князьями и бюргерами, а освобождение крестьян и бедняков.
«Английская Библия и Революция XVII века»
Кристофер Хилл
О том, как перевод Библии на язык народа привел к первой современной Революции. Книга большая и неудобочитаемая, но весьма интересная.
«Значение Реформации как события в истории христианства»
Иоанн Мейендорф
Статья выдающегося православного патролога и богослова.
«Я постараюсь представить вам богословскую интерпретацию протестантизма, начиная с его зарождения в Западной Церкви с позднейшими эволюциями реформатского движения, таким, каким оно представляется в настоящее время православному богослову».
«Протестантам о Православии»
Андрей Кураев
«Действительно ли православие хуже протестантизма? Действительно ли православие держится лишь инерцией традиции и само не сознает своей жизни и своей практики? Действительно ли православные (как говорят протестанты) Евангелие лишь целуют, но не читают? Чтобы человек мог сделать действительно свободный выбор — он должен знать не только критику православия сектами (от толстовцев и рериховцев до пятидесятников), но и обоснование православной мыслью (да, мыслью, мыслью, а не просто «традицией») особенностей православного мировоззрения и практики. В этой книге, собственно, нет критики протестантизма. Есть просто защита и объяснение православия».
«Иными глазами…»
Дональд Ферберн
Тоже книга в жанре «протестантам о Православии», но написанная протестантским богословом.
Беседы с патриархом Афинагором
Патриах Афинагор известен своими контактами с католиками, но он вел диалог и с протестантами. Читайте об этом в беседах:
«Будущее», «Пусть выслашуют и третью сторону», «Женева, Лондон, Упсала».
«Единый поток жизни»
Николай Арсеньев
Статьи православного богослова о протестантах:
«Христоцентризм в протестантских немецких церковных гимнах»,
«Образы англиканского благочестия»,
«Англиканское инкарнационное богословие первой половины XX века».
«Возвращение домой»
Питер Гиллквист
История обращения в Православие двух тысяч американских евангеликов.
«Теоритические основы и методология полемики с протестантизмом»
Вячеслав Рубский
Кандидатская диссертация прот. Вячеслава Рубского посвящена апологетике православной веры перед лицом протестантизма.
«Петербургский переворот»
Георгий Флоровский
О попытке Русской Реформации при Петре, отчасти (внешне) удавшейся…
Гениальные рассказы католической писательницы о протестантах американского Юга.
«Башня постоянства»
Гертурда фон Ле Форт
История о гонениях на протестантов во Франции, проникнутая экуменической болью и ужасом перед гонением христиан над христианами же. Об истинном единстве христиан: в страданиях на кресте мира, в любви друг к другу, по которой и узнают истинных учеников Господа…
«Повесть об антихристе»
Владимир Соловьев
Гениальное умозрение Апокалипсиса. Крайне интересно, как Соловьев решает экуменический вопрос в этом произведении. До написания «Повести об Антихристе» он сам строил утопические проекты объединения церквей. В «Повести об Антихристе» проект объединения церквей строит и осуществляет сам Антихрист. Вообще, не раз замечали, что Антихрист похож на Соловьева, т. о. «Повесь об Антихристе» — это еще и «покаяние» философа.
Таким образом, в этом сочинении «экуменизм» осужден, прямо назван делом дьявола. Но в «Повести об Антихристе» есть и подлинный экуменизм — воссоединение христиан по Божьей воле. Оно происходит как единство святых каждой из конфессий (православного, католика, протестанта) перед лицом Зверя.