Как относиться к своим грехам и себе грешащему
Выскажу свое мнение по проблеме, которую считаю одной из ключевых в современном православном христианстве: вопрос подхода к ошибкам и промахам человека. Подчас, попадая в общину, человек начинает переосмыслять свою жизнь. Как правило, это происходит в рамках таинства исповеди. И процесс изменения себя идет в двух направлениях: с одной стороны, это попытки вспомнить и покаяться в грехах, а с другой, постепенное узнавание комплекса правил и благочестивых обычаев практической стороны церковной жизни.
И на этот этапе, к сожалению, может случиться страшное: формирование образа “бога” как придирчивого, строгого, холодного и бесконечно далекого вседержителя, желающего регламентировать все стороны жизни индивида (одежду, питание, мысли, чувства, желания, стремления и так дальше). Если такое происходит, то человек постепенно становится противен и до брезгливости мерзок самому себе. Как бы он ни старался, он все делает не так: отвлекается на молитве, нарушает уставы, проявляет эмоции. Неправильно мыслит, чувствует, мечтает, дышит. Совершенно очевидно, что такой подход к “саморазвитию” ведет к затяжной депрессии и неврозу, к густой и липкой тьме.
И тут важно сказать, что евангельский подход совершенно иной: да, переосмысление себя важно и необходимо, но лишь в любви, в свете и пространстве радости, милости и прощения. И это начинается с очень простой вещи: осознания, что Бог хочет не губить, а спасать.
Что Он не ищет повод отказаться от тебя, но малейшую возможность быть с Тобой.
Что Христу ты не безразличен и нужен.
Что Он радуется твоим успехам и твоему счастью.
Как священник и христианин я верю, что Бог куда добрее меня. При этом добрее не только какой-то Своей особой добротой, но и вполне земной, человеческой. Иисус из Назарета был добр к тем, кто хотел от Него утешения и добра. По-домашнему добр, подчас обыденно: насытить хлебами и рыбой проголодавшихся, разделить радость брачного пира, “пить вино с мытарями и грешниками”.
Отдельно стоит упомянуть подход к исполнению нами заповедей. Подчас они воспринимаются как законодательный кодекс, висящий мечем осуждения над каждым из нас. Но в пространстве Нового Завета заповеди представляют из себя совершенно иное: это путь к Отцу, это дорога к Царству. И каждый может найти в них возможность для реализации своих даров и талантов: доброты ли, духовной нищеты или смирения, – чего угодно, но в свете любви. Еще раз: не кодекс для суда, но пути к обретению единства с Господом.
Возможно, в чем-то из написанного выше я ошибаюсь. Но видеть Бога иначе я не могу и не смею: ведь Он действительно любовь, ведь Он принес не страшную, но Благую Весть. Которая собирает человека, а не разрушает. Которая свет. Верить в это – основа созидательного христианства, которое сияет пасхальным ликованием.
Читайте также: Психотерапия, рукоблудие и молитва. Текст, где применение этих принципов в каком-то смысле показано на практике.