В Православии не существует жёсткого списка «учителей Церкви» как у католиков. Святые Отцы — в общем и целом просто канонизированные богословы, а иногда просто авторитетные богословы древности. Тем не менее, можно посмотреть каких Отцов особо чтили на Вселенских Соборах.
На Третьем Вселенском Соборе читали сочинения Александрийцев — Петра, Афанасия, Феофила; Аттика Константинопольского; Каппадокийцев — двух Григориев, Василия и Амфилохия; латинян — Киприана и Амвросия. На Четвертом Вселенском соборе кроме них обращались к Августину, Златоусту, Кириллу Александрийскому, Иларию Пиктавийскому. Пятый Вселенский Собор своим третьим деянием утвердил особый «список Отцов», коим участники Собора обещали придерживаться во всем, что «они изложили о правой вере и об осуждении еретиков». В список внесли Афанасия, Василия, Назианзина, Григория Нисского, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла Константинопольского, Льва Великого, Августина, Илария, Феофила Александрийского. Давайте присмотримся к перечисленным Отцам повнимательней.
Василий Кесарийский, друг Григория Богослова и брат Григория Нисского, один из Великих Каппадокийцев. Происходил из знатного христианского семейства, давшего Церкви много мучеников, святых и богословов. Василий Великий начинал как ритор, но становится епископом. Вместе с Григорием Богословом получает блестящее образование в лучших культурных центрах Античности (Кесария, Константинополь, Афины). Более важное «образование» Василий Великий получает в своем путешествии по монашеским обителям Каппадокии, Палестины и Египта, после чего организует свою аскетическую общину. Там Василий Великий пишет монашеский устав, крайне авторитетный для всего христианства (в нем он возносит киновию над идиоритмией: община — союз любви, а любовь — все) и вместе с Григорием составляет компиляцию из творений Оригена (компиляция получила название «филокалия» — добротолюбие, слово, сыгравшее значительную роль в истории Православия). Если «младший» Григорий был скорее философом, «старший» — созерцателем, то Василий Великий занимал в каппадокийском кружке место организатора. Василий Великий взял на себя роль лидера православных в те неспокойные времена догматических споров, осложненных вмешательством империи (власть взяла сторону ариан). Василий Великий вошел в историю по многим заслугам: за борьбу с ересями, за свой монашеский устав и многое другое. Именно благодаря Василию Великому Символ веры обрел современную форму и более важно — благодаря ему Церковь нашла нужную терминологию для описания догмата Троицы. Перед Каппадокийцами, и особенно перед Василием Великим, стояла задача адекватного описания единства и различия Лиц в Троице — этого главного догмата, на котором держится вся мысль и жизнь Церкви: Василий описал его как различие усии и ипостаси, природы и личности. Именно в этих спорах, именно в трудах Василия Великого человечество обрело возможность говорить о личности, то есть в первый раз за всю историю человек смог говорить о самом себе (потому что смог говорить о Боге — о Триличном Боге). Личность и общение личностей стали пониматься как фундаментальные понятия философии.
Один из трех Отцов, которых Церковь нарекла «богословами». Друг и соратник Василия Великого. Человек лирического, даже меланхолического склада, Григорий Богослов против своей воли (по настоянию отца и Василия) стоял в центре событий тех лет. Добившись победы Православия на Втором Вселенском Соборе (провозгласившем божество Духа Святого), Григорий Богослов обрел наконец спокойную жизнь и окончил ее в написании мистических и автобиографических поэм и стихов. В тринитарном богословии Церкви назианский богослов занимает главное место — никто не писал о Троице так проникновенно, так прекрасно, так поэтично, но и так точно и богословски выточено как он. Григорий Назианзин считал проповедь Божества Святого Духа миссией всей своей жизни: «никогда ничего не предпочитали мы и не могли предпочесть Никейской вере, но с Божией (помощью) держимся и будем держаться этой веры, проясняя только неясно сказанное там о Святом Духе, ибо тогда еще не возникал этот вопрос». Григорий Богослов в речи по поводу своей хиротони: «пусть всем у нас управляет Дух, Которому предали мы самого себя и голову, помазанную елеем совершенства в Отце Вседержителе, Единородном Слове и во Святом Духе, (Который есть) Бог. Ибо до каких пор скрывать нам светильник под спудом и лишать других совершенного Божества? Не подобает ли уже поставить (светильник) на подсвечник, чтобы он светил всем церквам и душам и всей полноте вселенной, чтобы (вера в Божество Духа) была не воображаемой и начертываемой лишь в уме, но чтобы она открыто провозглашалась? Ибо именно в этом заключается совершеннейшее проявление богословия в удостоившихся такой благодати через самого Иисуса Христа». Григорий Богослов, Назианзин, более всех других Каппадокийцев говорил о созерцании Пресвятой Троицы. В отличие от своего друга Василия Великого, даже в области богословия всегда остававшегося устроителем, всегда нисходящего к понятиям, стремящегося созидать Церковь, укрепляя четкой терминологией путь, по которому должна следовать мысль человека, Григорий Богослов, даже когда рассуждает и обсуждает — непрестанно возносится к созерцанию.
«Отец Отцов», как его называют, среди учителей Церкви занимает уникальное место философа по преимуществу. Один из Великих Каппадокийцев, младший брат Василия Великого. В начале собирался стать юристом, но по настоянию брата становится епископом (своеобразный инструмент Василия в борьбе с арианами — ставить как можно больше православных епископов). За никейскую веру был отправлен в ссылку. Один из центральных участников Второго Вселенского Собора. Григорий Нисский дописал такие труды Василия как «Шестоднев» и «Против Евномия». Определяющую роль для Григория Нисского сыграла его семья — брат Василий и сестра — св. Макрина, с которой он был очень близок. Интересно, что он один из немногих известных нам женатых епископов. Один из главных полемистов с тогдашними ересями. Здесь нельзя описать весь охват мысли Григория Нисского, но скажем главное — Григорий Нисский как никто другой сумел описать путь человека к Богу, путь бесконечно динамичный, путь, который суть Царство, обещанное Христом, жизнь, которой нет конца. Он завершил каппадокийскую триадологию — образец тринитарного мышления. Существо человека — желание, динамическое присутствие, человек — «живое свободное зеркало», призванное отражать Бога. Человек, спасенный Христом, эсхатологически преобразиться в вечный экстаз, бесконечную Песнь Песен (эпектазис — «простирание» — слово ап. Павла из Послания Филиппийцам было понято Григорием Нисским как главное в человеке, человек суть движение к чему-то). Недалекие исследователи часто обвиняли Григория Нисского в платонизме, не заметив, что он радикально перевернул его. Помимо прочего, это видно в его учении о Всецелом Адаме, который не абстрактная идея человека, а конкретная полнота всех людей от Адама до последнего, разворачивающаяся во времени (история), Христос, Новый Адам, возглавил падшее человечество и ведет его к Эсхатону. Отсюда понятно учение Григория Нисского об Апокатастасисе: если человечество — плерома, конкретное единство, по образу Троицы, то должны спастись все. Что бы по этому поводу не говорить, но так или иначе Апокатастасис — главная мечта Церкви, ее цель: Бог хочет, чтобы все спаслись. Григорий же дал гениальную концептуализацию этой мечте, соединив антропологию, историософию, эсхатологию, христологию и триадологию в одно целое. Он же в первые четко сформулировал апофатическое богословие: мрак Синайской горы есть высший модус Богообщения, Светоносный Мрак (даже Григорий Богослов считал, что мрак Синайской горы — завеса от толпы). Григорий Нисский первый кто приписал «бесконечность» Богу, вообще первый кто понял «бесконечность» как позитивное понятие — до него, в греческой мысли «бесконечность» была только «дурная», она понимлась как свойство материи.
Близок к Великим Каппадокийцам, соратник Василия Великого. Участник Первого Вселенского Собора. Богословие Амфилохия Иконийского зиждется на библейской основе, отличается ярким выразительным языком. В экзегезе Амфилохий Иконийский стремился к историческому реализму: главная его задача оживить исторический образ Христа. С сотериологических позиций выстраивает христологию, которая предвосхищает халкидонскую. Ввел в богословие термин «образ бытия» как синоним ипостаси, сам термин «ипостась» в первые применяет в христологии. Вообще же богословие Амфилохий Иконийского отличается ясностью и четкостью языка и мысли.
Монах, мечтавший о том, чтобы мир стал огромным монастырем — общиной братьев, скрепленных любовью («Я часто молил, чтоб миновалась нужда в монастырях, и настал и в городах такой добрый порядок, чтобы никому никогда не нужно было убегать в пустыню. […] То именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующим нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно», — говорит Иоанн Златоуст). Он выбрал служение в миру, прославился в Антиохии как проповедник (откуда и прозвание Златоуст), был приглашен в Константинополь столичным епископом. Там Златоуст устраивает целую благотворительную систему: больницы, убежища и т. д. Златоуст разоблачает благополучие «христианского общества», напоминает о эпохе гонений: «безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, — безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих» — актуальные слова и для нашей эпохи — сохраняем ли мы память о советских гонениях? Златоуст боролся с обмирщением Церкви, ее уподоблению миру, превращение в структуру власти: «Христианам в особенности запрещается исправлять впадающих в грех насилием, — говорил он, — наша война не живых делает мертвыми, но мертвых живыми, ибо полна кротости и смирения… Я гоню не делом, но словом, и преследую не еретиков, но ересь… Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал распятый, а не распиная, не ударяя, но приняв удары». Своей бескомпромиссной борьбой с пороками власти, духовенства и всего общества, защитой бедных, короче смелым и радикальным проведением в жизнь (личную, социальную, политическую) евангельских идеалов свт. Иоанн Златоуст нажил себе могущественных врагов: императрицу и александрийского Папу, которые сняли его с константинопольской кафедры и оправили в ссылку, где Иоанн Златоуст и скончался. Здесь, как нигде, виден парадокс христианизации мира: великого праведника преследовали «христианская» империя и «христианское» духовенство: истинных христиан всегда гонят. Иоанн Златоуст прежде всего учитель праведной жизни, обновленной жизни в Церкви, в Иисусе Христе. Златоуст как никто показал тождество догматической и нравственной жизни: жизни в добре как жизни во Христе. Проповедь Златоуста актуальна и для нас, ведь впервые она прозвучала в шумных, больших городах, где «христиане», забывшие об эпохе гонений, боролись за деньги и власть, а Церковь казалась мертвой…
Архиепископ Константинопольский. Был одним из противников Златоуста, выступал свидетелем против него на Соборе под Дубом. Однако именно он вернул имя Златоуста в диптихи, погасив церковный раскол. Был одним из первых, кто способствовал утверждению особого почитания Богородицы в Константинополе. Аттик употреблял имя «Богородица» до его утверждения на Эфесском Соборе — где читали его творения. Св. Прокл Константинопольский был секретарем Аттика. От него сохранились четыре письма.
Ученик Иоанна Златоуста и Аттика — блестящий писатель и проповедник. Прокл Константинопольский боролся с несторианской ересью, известно его краткое определение православной веры (в контексте антинесторианской полемики): «Мы исповедуем не обоженного человека, а воплотившегося Бога». Ввел в богослужение «Трисвятое». Богословие Прокла Константинопольского посвящено в основном мариологии и христологии. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ
|
«Признанные Отцы» Церкви, 1: Каппадокийцы и константинопольские епископы
Владимир Шалларь
Редактор медиатеки «Предание.Ру»
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания