Шесть воскресений для Бога. Неделя 1. Торжество Православия

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Протоиерей Димитрий Сизоненко о евангельском чтении в первое воскресенье Великого поста. Смотрите или читайте:

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня мы начинаем цикл встреч «Шесть воскресений для Бога». Наши встречи будут посвящены евангельским чтениям, которые читаются за воскресным богослужением.

В первое воскресенье Великого поста мы слышим историю, которую рассказывает евангелист Иоанн в конце первой главы Евангелия от Иоанна о встрече Христа с Нафанаилом. Давайте сначала прочитаем сам текст:

На следующий день Иисус решил идти в Галилею. Он нашел Филиппа и сказал ему: следуй за Мной. Филипп был из Вифсаиды, из того же города, что и Андрей с Петром. Он нашел Нафанаила и сказал ему: мы встретили Того, о Ком написано в Законе Моисея и о Ком писали пророки. Это Иисус, сын Иосифа из Назарета. Нафанаил ответил: разве из Назарета может быть что-нибудь доброе? Филипп сказал: пойди и посмотри. Тогда Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила, Он сказал: «Вот истинный израильтянин, в котором нет никакого лукавства». Нафанаил удивился: откуда ты меня знаешь? Иисус ответил: еще до того, как Филипп позвал тебя, я видел тебя под смоковницей. Тогда Нафанаил сказал: «Рабби, ты Сын Божий, ты Царь Израилев». Иисус ответил ему: «Ты говоришь это, потому что я сказал, что видел тебя под смоковницей, ты увидишь еще больше того». И добавил: «Аминь, аминь говорю вам, вы увидите открытые небеса и ангелов Божиих поднимающихся и спускающихся на Сына Человеческого».

В этом евангельском эпизоде много удивительных деталей, которые очень близки и которые отличают авторский стиль евангелиста Иоанна. Во-первых, это всегда встречи, в результате которых происходит узнавание. И всегда узнавание происходит на каком-то новом уровне, потому что то, что ты видишь при первом свидании, при первой встрече, при первом взгляде, никогда не соответствует тому, что тебе откроется в какой-то момент в глубине, когда вдруг нечто приоткрывается и персонажи друг друга узнают. И мы узнаем все эти прекрасные места — Вифсаиду, откуда родом первые ученики Иисуса Христа, и мы видим, как весть о том, что пришел Тот, кого ждали пророки и весь народ, распространяется из уст в уста. И точно так же увеличивается количество учеников рядом со Христом.

В центре нашего внимания сегодня персонаж по имени Нафанаил. С ним происходит нечто, непонятное нам с первого взгляда. Для нас до сих пор остается загадкой, что произошло между ним и Христом, почему он воскликнул: “Ты — Сын Божий, ты — Царь Израилев!”.

Нафанаил прежде всего человек, которого не проведешь на мякине, это искренний человек, прямой и праведный. В тексте евангелиста Иоанна есть намеки, потому что слушатель Иоанна знает какие-то вещи и слышит то, что поверхностный взгляд не видит, и мы с вами тоже не замечаем. Во-первых, Нафанаил здесь — новый Иаков. И не нужно думать, что это просто аллегория, которую я привлекаю для того, чтобы напустить каких-то благочестивых размышлений. Здесь об этом не сказано прямо. Но здесь есть абсолютно точные знаки, по которым мы можем это узнать.

Во-первых, говорится «истинный израильтянин». Израиль — это имя Иакова. Более того, когда мы читаем в Книге Бытия историю Иакова, то там сказано «он был человек праведный, и жил в шатрах», и поэтому слова описания Нафанаила как «истинного израильтянина, в котором нет никакого лукавства» точно резонируют с описанием Иакова. Перед нами действительно кто-то, в чьей судьбе исполнится некое пророчество, о котором мечтали ветхозаветные пророки и праведники.

Итак, это новый Иаков. Иаков был человеком праведным, чистым, совершенным, потому что еврейское слово «там» означает чистоту и совершенство. Вы, конечно, можете спросить: как же так, мы прекрасно знаем, что Иаков не был человеком, о котором можно сказать «в нем не было никакого лукавства». Разве он не обманом похитил первородство у своего брата? Но это вопросы, которые возникают у современного человека, имеющего совершенно другие представления о добре и зле.

Дело в том, что Иаков в этой истории противопоставляется своему брату Исаву. И для его матери Реввеки, и для автора священного текста совершенно очевидно, что Иаков очень человечный, очень добрый, он прекрасен.

Во-первых, он не охотник, не проливает ничью кровь, он «живет в шатрах», в отличие от его брата Исава, который «дикий», живет где-то в лесах, все время охотится. Иаков — человек праведный.

Во-вторых, очень тонко указание на то, что «живет в шатрах» — то же самое, что «сидит под смоковницей». Нам это не говорит ничего, мы можем себе представить какую-то смоковницу, инжировое или тутовое дерево, кто что может. Но речь идет о том, что человек умеет найти в жизни такие моменты, когда он уединяется, чтобы быть наедине с Богом.

«Сидеть под смоковницей» или «жить в шатрах» — это немножко похоже на три кущи, которые апостолы хотят воздвигнуть на вершине Фавора. Это место, где человек предается размышлению над Священным Писанием, созерцательной молитве, общению с Богом. Все здесь перекликается: и эта смоковница, и шатры Иакова, его праведность, отсутствие всякого лукавства у Нафанаила.

Итак, происходит встреча с этим истинным сыном Израиля, новым Иаковом и Тем, Кто будет Спасителем этого народа и Его истинным Царем. В Евангелии от Иоанна мы все время оказываемся на пороге какого-то другого измерения времени и пространства. Такое впечатление, что пространство расширяется, и время вдруг течет вспять. Как будто вечность вторгается в наше время и все преобразует. Такое впечатление возникает у внимательного читателя, и это очень важно для созерцания, молитвы, для нашего духовного поучения и исцеления.

Во-первых, эта таинственная лестница, которая предстает в самом конце. Она не названа по имени, но сказано о том, что «небеса будут открыты, и ангелы будут спускаться и подниматься на Сына Человеческого». Если внимательно прочитать, то мы поймем, что это же лествица Иакова. Та ветхозаветная лестница была пророчеством о том, что увидит Нафанаил в своем будущем. А что же он увидит? Он увидит новую лестницу Иакова, и это будет Крест Христов. Сын Человеческий будет вознесен на Крест, точно так же, как медный змий был вознесен. Об этом будет сказано в последующих эпизодах, когда Христос будет разговаривать с Нафанаилом.

Но очень важно представить себе этот образ: вознесенный на Крест Христос, Сын Человеческий, Царь Славы: Он вознесен, как эта лествица. И это не приставная лестница, как многие думают, это — башня. Башня, как зиккурат, которые строили на Ближнем Востоке, как Брейгель изображает Вавилонскую башню. Это винтовая гигантская башня, которая действительно касается своей вершиной неба, и поэтому по ней легко спускаются и поднимаются ангелы.

Конечно, современному человеку очень странно себе представить, о каких ангелах идет речь. Ну, кто из нас всерьез — взрослых, современных людей — говорит об ангелах. Это так же, как вера в Деда Мороза. Что-то наивное, прекрасное, но для детей. Но библейский человек живет в другом мире. И мы с вами тоже живем в другом мире, не том, который рисуют СМИ.

Наш мир — он гомогенный. Одни и те же законы управляют нашей физической реальностью здесь, и физической реальностью в каких-нибудь дальних межзвездных пространствах. Наш мир — един. Древний человек жил во вселенной, где множество миров, и каждый из них населен. Например, земной мир населен людьми. Мы живем в этом земном мире, но это совершенно не исключает, что вокруг нас есть другие миры, которые для нас недоступны. Но иногда возникают какие-то вестники, которые напоминают о своем присутствии рядом. Поэтому ангелы — совершенно нормальная вещь, которая говорит о том, что есть еще какие-то другие стихии, есть невидимый мир, который время от времени вторгается в нашу жизнь, иногда наполняет ее смыслом. Эти вестники, которые спускаются и поднимаются, это некие существа… Хотя в Евангелии от Иоанна есть еще другой образ этих ангелов: их много, и то, что они «спускаются и поднимаются», — это какие-то отдельные слова великого сообщения, некой вести, которые складываются в Логос, в Евангелие, «Слово» с большой буквы. Поэтому есть некая раздробленность информации, которая вдруг складывается в единое целое.

Этой лествицей Иакова станет Сам Сын Человеческий, и более того: мы благодаря этой лестнице оказываемся в самом центре мира. Где же Бог открывается людям, где же Небеса раскрываются настолько, что земля слышит Небо, и земля отвечает, и между ними возможно сообщение? Там, где человек совершает молитву. Это главный урок, который преподносится всем нам это первое воскресенье Великого поста.

И, конечно, это как первое обещание того, что нас ждет в самом конце нашего пути: Великий пост совершается ради Христова Воскресения, ради Пасхи. Это пасхальный пост. Поэтому, совершая первую остановку в первый воскресный день Великого поста, Господь нас уже готовит к тому, что мы увидим не только Небеса открытыми и ангелов, которые спускаются и поднимаются, но и Самого Воскресшего Христа.

Который встретит нас пасхальным утром как Царь, как Победитель смерти, как наш Спаситель.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle