Почти в каждом храме и домашнем иконостасе можно увидеть икону Божией Матери, явленную в городе Казани в 1579 году. Этот образ прославился многочисленными чудесами, через него Пресвятая Богородица не раз защищала нашу землю от бед и врагов. Оригинал иконы утерян в начале XX века, однако существует множество ее списков. Расскажем о самых известных.
Московская Казанская икона Божией Матери
Это полковой образ ополчения Минина и Пожарского, принесенный в 1611 году под занятую поляками Москву казанским отрядом. Именно через эту икону после трехдневной молитвы и поста всего войска Пресвятая Богородица помогла освободить Москву от польских интервентов осенью 1612 года. После освобождения столицы Дмитрий Иванович Пожарский поставил икону в своей приходской Введенской церкви на Лубянке, а затем образ перенесли в специально построенный Казанский собор. Его вы и сейчас можете увидеть на Красной площади в Москве.
Московский список датировался рубежом XVI–XVII вв. Он был небольшим, примерно 27 × 24 см, дважды поновлялся в ХVII–ХVIII вв. Первый раз икону реставрировал ученик Симона Ушакова иконописец Михаил Милютин, писавший в «живоподобной» манере. В Казанском соборе образ стоял слева от царских врат в окладе с драгоценными камнями и в раме с двенадцатью Богородичными праздниками. Этим богатым убранством икону украсил князь Дмитрий Пожарский. В 1812 г. французы сняли драгоценный оклад, но сам образ удалось спасти. Позже его украсили новым окладом и венцами. В 1918 г. московский список был украден из Казанского собора. Сейчас его местонахождение неизвестно.
Самый близкий сохранившийся список московского образа — наиболее почитаемая в Москве Казанская икона Божией Матери в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. Предполагают, что она тоже стояла в Казанском соборе на Красной площади до его закрытия в 1930 году. Во время Великой Отечественной войны эта Казанская икона находилась в кафедральном Богоявленском Елоховском соборе, куда ее принес настоятель протопресвитер Николай Колчицкий. К открытию Поместного Собора 1945 года для иконы сделали ныне существующий серебряный оклад с камнями и жемчугом. Икона написана на рубеже XVII–XVIII вв. в «живоподобной» традиции по образцу отреставрированной Михаилом Милютиным Московской Казанской иконы Божией Матери.
Сейчас образ находится в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове: Москва, ул. Спартаковская, 15.
Санкт-Петербургская Казанская икона Божией Матери
Список принадлежал царице Прасковье Федоровне, вдове Иоанна V. По повелению Петра I икона в числе других святынь была перенесена в Санкт-Петербург. Царь считал ее особой покровительницей новой столицы. Он верил, что благодаря молитве перед этим чудотворным образом победил шведов под Полтавой в 1709 году. Сначала икона находилась в деревянной церкви Рождества Богородицы на Петербургской стороне, прихожанкой которой была царица Прасковья Федоровна. Затем образ перенесли в каменную церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте, а в 1811 году — в построенный в честь этой иконы по повелению Павла I Казанский кафедральный собор.
В 1812 году главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов молился перед Петербургским списком Казанской иконы и через нее получил благословение Божией Матери на борьбу с французскими захватчиками. Полководец был похоронен под сводами Казанского собора рядом с чтимым образом Богородицы, даровавшей под его началом победу русскому войску.
Петербургский список гораздо больше по размеру, чем явленная Казанская икона, — примерно 60 × 53 см. Лики написаны в «живоподобной» традиции мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Исследователи датируют икону началом XVIII века. Икону украшали золотые оклады и другие драгоценные пожертвования, до наших дней не сохранившиеся. Сейчас мы видим на ней шитый оклад XIX века с полудрагоценными камнями. По проекту архитектора К. А. Тона в тридцатых годах XIX века образ поместили в прямоугольную раму, в которой вокруг иконы расположены десять сюжетов из истории явленной Казанской иконы.
В настоящее время образ находится в иконостасе Казанского собора, слева от царских врат: Санкт-Петербург, Казанская пл., 2.
Ватиканский список
Свое название икона получила по последнему месту нахождения — в покоях папы Иоанна-Павла II в Ватикане.
После революции 1917 года из России за границу были вывезены многие произведения искусства, в их числе и этот список Казанской иконы Божией Матери. В середине XX века его купил английский коллекционер и путешественник Фредерик Митчелл-Хеджес, который считал его подлинником образа, явленного в Казани. Позже он предлагал купить икону архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому), но цена была слишком высокой.
В 1964 г. образ был выставлен как святыня на Всемирной выставке в Нью-Йорке в павильоне-часовне, построенной по модели первого православного храма в Америке — в Форт-Росс в Калифорнии. Два года павильон был символом христианской веры и свидетельством о жизни Православия в Америке. Казанская икона Божией Матери стала святыней для христиан всего мира. Ее изображение можно встретить не только в России, но и в США, Ватикане, Португалии, Италии.
В судьбе Казанской иконы приняло участие множество людей, православных и католиков. Русские эмигранты так и не смогли собрать деньги на покупку иконы. Чтобы сохранить и со временем вернуть ее в Россию, с согласия архиепископа Иоанна Сан-Францисского икону приобрела католическая организация Blue Army (Голубая армия Фатимской Божией Матери). Католики должны была оставить образ у себя, в храме Девы Марии в Фатиме (Португалия), охраняя его как святыню до того времени, когда появится возможность передать его Русской Церкви. В 1993 году икону увезли в Лиссабон, а затем подарили Рапе Римскому Иоанну Павлу II, у которого она хранилась в личных покоях 11 лет. В 2004 году он вернул икону в Россию. В праздник Успения Пресвятой Богородицы делегация из Ватикана передала ее Патриарху Алексию II, а он в следующем году привез икону в Казань.
Точная дата написания образа неизвестна. Российско-ватиканская комиссия признала икону чудотворным списком с первообраза Казанской иконы, датируемым периодом не позднее начала XVIII века. Об особом почитании ватиканского списка в дореволюционной России свидетельствует драгоценный оклад конца XVIII — начала XIX в.
Сейчас икона находится в Крестовоздвиженском храме казанского Богородицкого мужского монастыря: г. Казань, ул. Большая Красная, д. 5.
Казанская Вышенская икона Божией Матери
Получила свое название по месту пребывания — в Шацкой Вышенской Успенской мужской пустыни Тамбовской губернии. Сейчас это Свято-Успенский Вышенский женский монастырь (Рязанская область).
Самые ранние сведения об этом чудотворном образе относятся к 1812 году. Икона принадлежала состоятельной вдове дворянского происхождения Марии Ивановне Аденковой, послушнице Зачатьевского Алексеевского монастыря. Во время разорения Москвы французами она бежала из горящего города, взяв с собой только Казанскую икону Божией Матери, которой ее благословили родители. Мария Ивановна отправилась в Тамбовский Вознесенский монастырь, где впоследствии приняла монашество с именем Миропия. Во время переезда в Тамбов случилось чудо: извозчик, задумавший ограбить и убить женщину, по ее горячей молитве Богородице был поражен слепотой. Раскаявшись, он вместе с Марией помолился перед святым образом и получил исцеление. А женщина благополучно добралась до монастыря.
Через некоторое время, в 1827 году, по велению Божией Матери монахиня передала чудотворный образ в Шацкую Вышенскую пустынь «на вечное пребывание». Икона стала главной святыней Вышенского монастыря и прославилась многочисленными чудесами. Весть о ней распространилась далеко за пределы Вышенской обители. Паломников стало так много, что Успенский храм не мог вместить всех прибывавших в пустынь. В 1844 году был построен большой летний Казанский собор, в который икона Божией Матери переносилась в теплое время года.
В благодарность за чудеса Вышенская икона была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и серебряным киотом. Перед ней всегда горела лампада.
Согласно описанию XIX века, Вышенская икона «есть точная копия с чудотворного образа, обретенного 8 июля 1579 года в городе Казани. Кем и когда сделана сия копия, неизвестно. Несомненно только, что происхождение ея древнее. Лик Богоматери на чудотворной иконе Вышенской прекрасного греческого письма. Он темного колорита».
После революции 1917 года икона была конфискована, с нее сняли золотую ризу, украшенную драгоценными камнями, а «доска» была брошена. Образ хранился у верующих до 1947 года, когда священник Василий Яковлев перенес икону в открывшийся храм преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка. Там она находилась до 2014 года. Вызолоченная риза и киот были созданы в Москве в пятидесятых годах XX века. С 1999 года в открывшемся Вышенском женском монастыре находилась дореволюционная копия Вышенской иконы Божией Матери.
20 июля 2014 года чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери был торжественно перенесен крестным ходом из храма преподобного Сергия в Вышенский монастырь, где сейчас и находится: Рязанская область, Шацкий район, п. Выша, ул. Заречная, д. 20.
Казанская Богородско-Уфимская икона Божией Матери
Была обретена около 1621 года недалеко от Уфы близ села Кадомцева, позже переименованного в честь этого события в Богородское. Эту икону почитали не только христиане, но и мусульмане и язычники. По иконографии и размеру она представляла собой точный список Казанской иконы Божией Матери, но чуть более темных тонов.
Сохранилось два предания о явлении иконы. Согласно первому, девице, жительнице села Кадомцева во сне явилась Дева неземной красоты и велела идти к пеньку дерева, находившемуся среди болота. Она пошла в указанное место, где обрела икону Божией Матери, по изображению сходную с Казанской. В честь явленной иконы Божией Матери был построен храм.
Согласно другому преданию, крестьянина по имени Стефан по ложному доносу приговорили к телесному наказанию. Не имея сил перенести позор, он решил покончить жизнь самоубийством, взял крепкую веревку и пошел в лес за селом. В лесу его остановил голос, обратившийся к нему с вопросом: «Куда ты идешь? Воротись и скажи священнику и народу, чтобы взяли меня отсюда». Удивленный Стефан, не видя говорившего, хотел идти дальше, но снова услышал голос, говоривший те же слова. Он вернулся в село, рассказал священнику и народу об услышанном, но ему не поверили. На следующий день рано утром Стефан снова отправился исполнить свое намерение, но на том же месте в третий раз услышал голос, который произнес: «Иди, Стефан, скажи священнику и народу, что если не возьмут меня сейчас, то село сгорит». Крестьянин взглянул вверх и увидел икону Божией Матери. Он немедленно рассказал о чуде священнику и жителям. Они пошли за Стефаном и увидели в воздухе икону. Тогда народ из храма с крестным ходом пришел к месту явления образа. Стефан взял икону и поставил ее в храме. Вскоре в селе построили для явленной иконы деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
На месте обретения иконы из земли забил родник с целебной водой. Жители села построили там деревянный сруб. Позже, в XIX веке, была построена деревянная часовня, а в 1901 году — каменная.
Икона прославилась многочисленными чудесами. Исцелялись больные, люди получали помощь в трудных житейских ситуациях. В 1773–1774 годах Уфа была спасена от захвата отрядами Емельяна Пугачева.
Во время восстаний местных племен и бунтов, когда летом 1684 года восставшие пошли против Уфы, жители Богородского, видя разорение соседних христианских селений, дали обет: если предстательством Божией Матери они будут избавлены от бедствия, то перенесут явленную икону в Уфимский кафедральный собор. Их молитвы были услышаны. И вскоре Богородско-Уфимская икона была перенесена в Смоленский собор Уфы. Был установлен ежегодный крестный ход с иконой в Богородское.
В начале XVIII века икона была отправлена в Казань, где для нее изготовили оклад с клеймами о явлении иконы Божией Матери в Казани. По благословению митрополита был написан точный список Богородско-Уфимской иконы. По возвращении из Казани одна из икон была поставлена в Смоленском соборе Уфы, другая — в Казанском храме села Богородское. Обе были чудотворными, и многие терялись в догадках, где находится явленная икона, а где ее список.
Пожар 9 мая 1873 года в Богородском уничтожил деревянную Казанскую церковь. Но храмовый образ — точный список Богородско-Уфимской иконы — сохранился невредимым, сгорел лишь киот.
В советское время были конфискованы драгоценные ризы иконы и ее чтимого списка. А после закрытия и разрушения кафедрального собора и храма в Богородском обе иконы были утрачены. Богородская надкладезная часовня была взорвана, но святой колодец сохранился и оставался местом паломничества верующих до 60-х годов. В период очередной антирелигиозной кампании Богородский родник и остатки фундамента часовни были залиты бетоном и засыпаны трехметровым слоем песка.
В 1990-х годах Казанская церковь бывшего села Богородского была восстановлена, источник на месте обретения иконы расчищен и освящен.
По образцу сохранившихся в Казани списков Богородско-Уфимской иконы Божией Матери уроженец Уфы В. Кощеев написал список, ставший чтимой храмовой иконой Богородской церкви в Уфе (ул. Ферина, 15). К архитектурному комплексу Богородско-Уфимского храма также относится часовня на святом источнике по адресу: бульвар Тухвата Янаби, 53/2, к. 1.
Казанская Ярославская икона Божией Матери
Прославилась в 1588 году в городе Романове на Волге (нынешний Тутаев Ярославской области).
Одному христианину Герасиму явилась Богородица и повелела принести из Казани в Романов список явленной в 1579 г. чудотворной иконы, который он должен взять у юноши в лавке. Герасим сделал всё, как было указано, принес икону в Романов. От образа начали происходить многочисленные чудеса исцелений, особенно от слепоты. Первое чудо совершилось с самим Герасимом еще в Казани: как только он коснулся образа, исцелилась его правая рука. К почитаемой иконе приходило множество людей. Казанская Ярославская икона пребывала в Романове до событий Смутного времени.
В 1609 года во время осады Романова литовский офицер Яков Любский забрал из Никольской церкви чудотворную икону и привез ее в Ярославль. Он отдал образ Василию Лыткину, земскому старосте города, который поставил ее в загородном храме Похвалы Пресвятой Богородицы. Когда на город напали поляки, икону перенесли внутрь города в церковь Рождества Христова на берегу Волги. Пресвятая Богородица дважды являлась диакону Елеазару с повелением воздвигнуть для Ее иконы новый храм, который и был построен после победы над польско-литовскими интервентами в Ярославле в 1609 году. Через год при новом храме построили женский монастырь, в который пришли 72 сестры из разоренной поляками обители Рождества Пресвятой Богородицы.
Романовцы жалели об утрате святыни и просили вернуть ее в Романов, но Патриарх Ермоген принял решение оставить икону в Ярославле, а в Романов сделать точный список, украсить его таким же окладом и поставить список там, где прежде стоял чудотворный образ.
Казанская Ярославская икона была небольшой и являлась ранним списком 80-х годов XVI века явленного в 1579 г. в Казани образа. В соборе ярославского Казанского монастыря она стояла в местном ряду иконостаса, слева от царских врат, в раме с клеймами. На иконе были драгоценный оклад и рама 90-х годов XVII века с 16 клеймами «Повести митрополита Ермогена» и «Сказания о Казанской Ярославской иконе».
Деревянный храм в честь Казанской иконы в ярославском Казанском монастыре по благословению митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама в 1649 году был заменен каменным. В середине XIX века на его месте был построен нынешний Казанский собор. В 1918 году монастырь был упразднен, а ярославский список в 1921 г. перенесли в Крестовоздвиженскую церковь Ярославля, откуда ее похитили в 1925 году. Судьба ярославского списка неизвестна.
После открытия Казанского монастыря в обители особо почитается список Казанской Ярославской иконы, написанный сестрами монастыря в конце XIX века. Икона имеет оклад из золота и серебра с драгоценными камнями, изготовленный в 2009–2010 гг. Валерием Созиновым из приношений к иконе в благодарность за многочисленные чудеса, которые продолжают происходить до сих пор.
Вязниковская Казанская икона Божией Матери
Этот чудотворный образ получил свое название по месту явления около 1623 года в Вязниковской слободе Владимирского уезда. Икона была написана старцем Иоакимом, местночтимым в Суздале и Шуе иноком Николо-Шартомского монастыря. Подвижник был известен не только как искусный изограф, но и как иконописец, иконы которого славились чудесами.
Вязниковский образ признали чудотворным по указу царя Михаила Феодоровича, по благословению патриарха Филарета в 1623 году. Были переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся. Всего до июня 1703 года было зафиксировано почти 270 исцелений.
Уже с первой половины XVII века Вязниковская икона стала известна по всей Русской земле. В 1640 году к ней совершил паломническую поездку царь Михаил Феодорович. На средства царя Алексея Михайловича, церковной казны и пожертвований мирян в 1670–1674 годах была построена каменная соборная церковь. А в 1892 году вокруг города Вязники был учрежден крестный ход с иконой в память избавления от эпидемии холеры.
Икона находилась в створчатом киоте, была украшена драгоценным окладом с изображением четырех евангелистов по углам. К образу был приложен золотой крест с алмазом — вклад царя Феодора Алексеевича. В XIX веке икона была помещена «под зеркальное стекло», вставлена в серебряную позолоченную раму, на широких полях которой в 11 клеймах были изображены святой Иоанн Предтеча, два архангела, святители и преподобные. Над иконой располагалась жемчужная корона, поддерживаемая двумя ангелами, выше — изображение Пресвятой Троицы. Внизу в клейме помещены изображения исцелений, бывших от Вязниковской иконы.
Икона оставалась в Казанском соборе до 1929 года, когда храм в Вязниках по указу большевиков был закрыт. Его внутреннее убранство пошло на лом, иконы продавались на дрова, некоторые предметы попали в краеведческий музей. Чудотворный образ сохранила одна из прихожанок храма. А общине верующих и духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. В годы Великой Отечественной войны икона была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме. Она помещена в раме и киоте справа перед алтарем, закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом XIX века работы московских серебряников (мастера И. В. Захаров и Н. Свечин).
Известно несколько чудотворных списков Вязниковской иконы. Среди них Калужский образ XVII века и список 1-й половины XVIII века. Именно он участвовал в крестных ходах по городу и окрестным селениям.
Вязниковский образ сейчас находится в Крестовоздвиженском храме в Вязниках: Владимирская область, г. Вязники, ул. Горького, 10.