Русские коллективые религиозно-философские сборники

Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Можно выделить отдельный жанр — русский коллективный религиозно-философский сборник. Такие сборники отмечали «вехи», главнейшие пункты христианской философии в России: в их череде дан абрис истории русской мысли, концентрат её. Кроме этого историко-философского значения, эти сборники хороши тем, что читать их легче, чем монографии или авторские сборники: разные авторы своими небольшими текстами создают яркую россыпь стилей, мыслей, тем — получается чтение без монологичности, однообразия и временных затрат. Но, разумеется, это не главное: эти сборники до сих пор актуальны: вера в современных условиях господства атеизма, материализма и т. д. плюс, может быть, лучшее в русской мысли — глубокие размышления о социальной, политической подоплеке христианства. Объединим: христианский ответ на важнейшие проблемы современности. Сам контекст — и, соответственно, темы сборников говорят о многом: русское самодержавие и русский капитализм, русские революции, крушение капитализма и самодержавие, советский социализм, мировая война, мировой кризис.



Проблемы идеализма«Проблемы идеализма» (1902) — первый из легендарных русских религиозно-философских сборников начала XX в., ознаменовавших собой отход русской интеллигенции от позитивизма и в конечном итоге — переход к религиозному мировоззрению: родился русский религиозно-философский ренессанс.

Сборник составили следующие статьи:

[П. Новгородцев] Предисловие
С. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса
Кн. Евгений Трубецкой. К характеристике учения Маркса и Энгельса о значении идей в истории
П. Г. [П. Б. Струве]. К характеристике нашего философского развития
Николай Бердяев. Этическая проблема в свете философского идеализма
С. Л. Франк. Ф. Ницше и этика «любви к дальнему»
С. Аскольдов. Философия и жизнь
Кн. С. Трубецкой. Чему учит история философии
П. Новгородцев. Нравственный идеализм в философии права (К вопросу о возрождении естественного права)
Б. Кистяковский. «Русская социологическая школа» и категория возможности при решении социально-этических проблем
А. Лаппо-Данилевский. Основные принципы социологической доктрины О. Конта
Сергей Ольденбург. Ренан как поборник свободы мысли
Д. Жуковский. К вопросу о моральном творчестве



Царь и Революция«Царь и Революция» (1907). Здесь авторы пытаются религиозно — с христианских, а политически — с крайне левых позиций осмыслить революцию, отношения православия и самодержавия; выявить религиозное измерение политики. Анархо-социалистический, христианский ответ на события Первой русской революции.

Сборник составили следующие статьи:

Д. Мережковский. Предисловие
Д. Философов. Царь-Папа
3. Гиппиус. Революция и насилие
Д. Мережковский. Революция и религия
3. Гиппиус. Истинная сила царизма



Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции«Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1909) — знаменитейший из наших сборников. В принципе все — или, во всяком случае, подавляющее большинство — авторов религиозного ренессанса были «левыми», многие участвовали в революционном движении. По мере хода событий, однако, позиции изменялись, уточнялись, расходились. «Царь и Революция» представляет крайне левое крыло русской религиозной мысли, «Вехи» — правое, или, точнее говоря, центристское. Это тоже ответ на событий первой русской революции, но уже с опаской, с боязнью, с подозрением — в предощущении катастрофы. Кроме того, здесь, как ясно из названия, предпринимается серьезная попытка анализа такого большого феномена, как русская интеллигенции. Оглавление:

Михаил Осипович Гершензон. Предисловие
Николай Александрович Бердяев. Философская истина и интеллигентская правда
Сергей Николаевич Булгаков. Героизм и подвижничество
Михаил Осипович Гершензон. Творческое самосознание
Богдан Александрович Кистяковский. В защиту права
Петр Бернгардович Струве. Интеллигенция и революция
Семен Людвигович Франк. Этика нигилизма
Арон Соломонович Изгоев. Об интеллигентной молодежи



О религии Льва Толстого«О религии Льва Толстого» — сборник работ ведущих христианских философов России, посвященный религиозности Льва Толстого, написанный спустя два года после смерти писателя (1912 г.). Толстой и толстовство — важнейшая реалия культуры нач. XX века: мощный вызов миру сему христианского анархизма, однако при отказе от Православия («зеркало русской революции»). Сборник как раз занимается эти двумя вещами: отходом Толстого от Церкви и социально-политической проблематикой в христианстве. Оглавление:

От издательства «ПУТЬ»
С. Н. Булгаков. Л. Н. Толстой
I. На смерть Толстого
II. Толстой и Церковь
III. Человек и художник
В. В. Зеньковский. Проблема бессмертия у Л. Н. Толстого
Кн. Е. Трубецкой. Спор Толстого и Соловьева о государстве
В. И. Экземплярский. Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых
С. Н. Булгаков. Простота и опрощение
Андрей Белый. Лев Толстой и культура
Н. А. Бердяев. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого
А. С. Волжский. Около Чуда (о Толстом)
В. Эрн. Толстой против Толстого



Из глубины. Сборник статей о русской революцииИ вот наступают Февраль и Октябрь, Великая русская революция. Русские мыслители пишут «Из глубины. Сборник статей о русской революции» (1918). Оглавление:

C. A. Аскольдов. Религиозный смысл русской революции.
Н. А. Бердяев. Духи русской революции.
С. Н. Булгаков. На пиру богов. Pro et Contra. Современные диалоги.
В. Иванов. Наш язык.
А. С. Изгоев. Социализм, культура и большевизм.
С. А. Котляревский. Оздоровление.
В. Н. Муравьев. Рев племени.
П. И. Новгородцев. О путях и задачах русской интеллигенции.
И. А. Покровский. Перуново заклятье.
П. Б. Струве. Исторический смысл русской революции и национальные задачи.
С. Л. Франк. De profundis.



Освальд Шпенглер и закат ЕвропыОднако не только Россия бурлила, весь мир тогда жил ощущением то ли небывалого обновления, то ли небывалого разрушения. Во всяком случае, было ясно, что старое кончается. (Пост)христианский мир шел в неизвестное грядущее. Один из ярчайших симптомов этого кризиса, этого ощущения конца — книга Освальда Шпенглера «Закат Европы», на которую русские мыслители откликнулись сборником «Освальд Шпенглер и закат Европы» (1922), писанном, как видите, уже после Февраля и Октября. Этот сборник явился одной из причин высылки русских философов из Советской России.

Шпенглер выступил как пророк конца Запада, и трудно было не увидеть в этом знамение времени — европейская катастрофа (Великая война) и революционная катастрофа в России. Очевидность кризиса, однако, не означает неизбежности гибели. Русские христианские мыслители в центре катастрофы (Москва 22-го года!) отвечают на нее христианской надеждой. В своих мемуарах Ф. А. Степун, инициатор создания книги, так описывал настроение авторов сборника:

«Не верил я в неизбежную гибель Европы еще и потому, что ощущал историю не царством неизбежных законов, а миром свободы, греха и подвига». Оглавление:

Степун Ф. А. Освальд Шпенглер и Закат Европы
Франк Л. С. Кризис Западной культуры
Бердяев Н. А. Предсмертные мысли Фауста
Букшпан Я. М. Непреодоленный рационализм



Православие и культура«Православие и культура. Сборник религиозно-философский статей» (1923). В. В. Зеньковский в предисловии пишет об общей идее сборника:

«Въ Церкви — сила, въ Церкви и радость; въ Церкви — правда, въ ней и счастье; — она есть все, она все вмѣщаетъ и все освящаетъ, ничего не изгоняетъ, но все преображаетъ.

Сближеніе Православія и культуры, раскрытіе культурныхъ силъ Православія, осіяніе историческаго движенія свѣтомъ Православія — такова, по нашему убѣжденію, историческая тема нашей эпохи. Уясненію и выявленію этого да послужитъ настоящій первый сборникъ и да найдетъ онъ своего читателя, которому близки и нужны паши темы!» Оглавление:

Проф. П. И. Новгородцев. Существо русского православного сознания
Проф. В. В. Зеньковский. Идея православной культуры
Проф. Ф. Тарановский.Религия и наука
Проф. А. И. Погодин. Личность Иисуса Христа и христианская культура
Проф. С. Троицкий. Проблема брака в христианском сознании
Проф. М. А. Георгиевский. Судьбы христианского антиномизма
Проф. Е. В. Аничков. На грани
Проф. Г. Е. Афанасьев. Заметки о русской религии
А. Л. Бем. Тайна личности Достоевского
Проф. А. В. Соловьев. Религиозные основы русской культуры в изображении современных западноевропейских писателей



Россия и ЛатинствоИтак, русские мыслители оказываются на Западе. Жизненно встает вопрос об отношении Православия к инославию. Появляется тренд на превращение религиозной философии в теологию, результирующий впоследствии в неопатристическом синтезе. Негативное отношение к инославию выражено книгой «Россия и латинство» (1923) — сборником статей мыслителей русской эмиграции: Флоровского, Карташева и пр. Сборник резко антикатолический, при этом одновременно антикоммунистический и «евразийский». Оглавление:

П. Савицкий. Россия и латинство
П. П. Сувчинский. Страсти и опасность
П. М. Бицилли. Католичество и Римская Церковь
Г. В. Вернадский. «Соединение церквей» в исторической действительности
Н. С. Трубецкой. Соблазны единения
А. В. Карташев. Пути единения
Г. В. Флоровский. Два Завета
В. Н. Ильин. К проблеме литургики в Православии и Католицизме.



Христианское воссоединение: экуменическая проблема в православном сознанииПозитивное же отношение выражено книгой «Христианское воссоединение: экуменическая проблема в православном сознании», одной из первых попыток Православия заявить свою позицию по поводу экуменизма (книга издана в 1933 г.). Лучшие мыслители русского зарубежья, а также греческий, болгарский и румынский богословы о единстве и разделениях христиан с точки зрения православия. Введение к сборнику «Христианское воссоединение»:

«В мире происходит великое движение, ставящее своей целью восстановление исконного единства Христианской Церкви из отдельных разрозненных Церквей и исповеданий — это так называемое «экуменическое» движение. Католики и протестанты многократно и обстоятельно высказывались по этому вопросу. Но голос Православия до сих пор еще не был достаточно выражен. Настоящий сборник стремится содействовать выработке православного сознания в области этой проблемы, дав возможность высказать различные точки зрения православным иерархам, богословам и мыслителям разных стран и Церквей». Оглавление:

Протоиерей Сергий Булгаков (Париж). У кладезя Иаковля (Ин 4:23). О реальном единстве разделенной церкви в вере, молитве и таинствах
Архиепископ Гелиопольский Геннадий Арабаджоглу (Константинополь, Фанар). Главные догматические проблемы, относящиеся к соединению церквей
Архиепископ и митрополит Буковины, доктор Нектарий Котляреюк (Червоуц). Единство Православной Церкви
Николай Бердяев (Париж). Вселенскость и конфессионализм
Проф. А. В. Карташев (Париж). Соединение церквей в свете истории
Протопресвитер Стефан Цанков (София). Церковное единство в современном мире
Гамилькар С. Алевизатос (Афины). Как на деле осуществить соединение церквей?
В. В. Зеньковский (Париж). Экуменическое движение и религиозная работа с молодежью



Проблемы русского религиозного сознанияОднако продолжалась и рефлексия над русским сознанием, вот например сборник вышедший в американском издательстве: «Проблемы русского религиозного сознания» (1924):

Вышеславцев. Религия и безрелигиозность
Бердяев. Русская религиозная идея
Карсавин. О сущности Православия
Зеньковский. Православие и русская культура
Франк. Религиозно-исторический смысл русской революции
Лосский. О единстве Церкви
Арсеньев. Таинство Евхаристии в жизни Церкви



Христианство, атеизм и современность«Христианство, атеизм и современность» — сборник статей конца 20-х — начала 30-х о марксизме, коммунизме, материализме, атеизме с христианской точки зрения. В сборник вошли следующие статьи:

Н. Бердяев. Марксизм и религия. Религия, как орудие господства и эксплуатации (I. Основы марксизма. II. Религия марксизма)
Н. Бердяев. Правда и ложь коммунизма (К пониманию религии коммунизма)
В. Ильин. Материализм и материя
С. Франк. Материализм как мировоззрение



Русская религиозно-философская мысль XX века«Русская религиозно-философская мысль XX века» — сборник, подводящий, как видно из заглавия, итоги русской религиозной философии: эпилог, так сказать. Из предисловия:

«Настоящий сборник о русской религиозно-философской мысли XX века состоит из двух разделов — «Пути и проблематика» и «Мыслители».

В первом разделе выясняются исторические корни, пути и проблематика русской религиозно-философской мысли XX в. В этом разделе всего двенадцать статей общего обзорного характера. Первые восемь статей расположены в порядке тематически-хронологическом. За вводной статьей Н. С. Арсеньева о некоторых основных темах русской религиозной мысли XIX века, завещанных ею XX веку, следуют статьи Джорджа Л. Клайна об отношении к религиозной философии Владимира Соловьева и Льва Шестова, Марты Богачевской-Хомяк о взаимосвязи философских, религиозных и общественных явлений в России в конце XIX и начале XX в., В. В. Вейдле о русской религиозной философии и русском Серебряном веке, наложившем свой отпечаток на многие стороны русской культуры начала нынешнего века, о. Александра Шмемана о русском богословии за рубежом, Н. М. Зернова о русском студенческом христианском движении, Густава А. Веттера о гегельянско-диалектических параллелях между русской религиозной философией и русским марксизмом и архиепископа Иоанна Сан-Францисского о советско-марксистском материализме пред судом бытия и сознания.

В конце первого раздела помещены четыре статьи, продолжающие общую тему путей русской религиозно-философской мысли, но уже в ином плане. В них говорится об интересе к русскому религиозному опыту и религиозно-философской мысли и ее представителям в странах Западной Европы. Статьи расположены в алфавитном порядке тех стран, о которых идет речь. Это — Англия (Н. М. Зернов), Германия (В. А. Пирожкова), Италия (Адольфо Аснаги) и Франция (Жан-Клод Маркадэ).

Второй раздел сборника состоит из монографических статей обо всех главных — и о некоторых других, тоже значительных — русских религиозных мыслителях XX столетия.

Во втором разделе читатель найдет двадцать три статьи, расположенные в алфавитном порядке по именам тех мыслителей, который они посвящены. Это статьи о митрополите Антонии (Храповицком; автор — архиепископ Никон), Н. С. Арсеньеве (Р. В. Плетнев), С. А. Алексееве-Аскольдове (Б. А. Филиппов), Н. А. Бердяеве (Н. П. Полторацкий), о. Сергии Булгакове (С. А. Левицкий и В. В. Вейдле), Б. П. Вышеславцеве (А. Р. Небольсин), о. Василии Зеньковском (свящ. Д. Д. Григорьев), И. А. Ильине (Н. П. Полторацкий), Л. П. Карсавине (Густав А. Веттер), А. В. Карташеве (Н. М. Зернов), Н. О. Лосском (С. А. Левицкий), Д. С. и З. Н. Мережковских (С. А. Зеньковский о Д. С. Мережковской и Т. А. Пахмусс о З. Н. Гиппиус-Мережковской), П. И. Новгородцеве (Д. А. Левицкий), В. В. Розанове (А. В. Штаммлер), Е. В. Спекторском (прот. В. Зеньковский), Ф. А. Степуне (А. В. Штаммлер), кн. Е. Н. и С. Н. Трубецких (Луис Шеин), Г. П. Федотове (Ю. П. Иваск), о. Павле Флоренском (Б. А. Филиппов), С. Л. Франке (С. А. Левицкий) и В. Ф. Эрне (А. Б. Ровнер)».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle