Указом патриарха Кирилла запрещен в служении протодиакон Андрей Кураев, на чьих книгах и лекциях многие и многие из нас стали христианами, выросли как христиане. Давайте вспомним главные книги отца Андрея (в ожидании его новых творений).
«Дары и анафемы» (текст и аудиоверсия) — опус магнум отца Андрея. Как и всегда у него, отличается доступностью, но и огромным охватом и глубиной тем. Что христианство принесло в мир? В чем его уникальность? Зачем оно современному человеку? В чем его отличие от других религий? Книга «Дары и анафемы» Кураева действительно очень богата и темами, и фактическим материалом, и глубокими мыслями. Просто проиллюстрируем ее название. «Дары» — разве не огромный дар человечеству религия, запретившая человеческие жертвоприношения (которые до сих пор практикуются, в том числе и буддистами — один из очевидных примеров абсурдности утверждения, что «все религии учат любви»). «Анафема» — этот же пример: собственно анафема человеческим жертвоприношениям и есть один из величайших даров христианства. Христианство подарило миру науку, свободу совести, «христианскую сексуальную революцию», демифологизацию и многое другое.
«Куда идет душа. Раннее христианство и переселение душ» — одна из лучших книг Кураева рассказывает о христианском понимании смерти и посмертия в полемике с современным оккультизмом и религиозной безграмотностью. В центре книги — идея переселения душ и действительно ли Церковь и Ориген в частности ее исповедовали.
Андрей Кураев так кратко задает границы рассмотрения книги «Куда идет душа. Раннее христианство и переселение душ»:
«Пять тезисов я предполагаю рассмотреть в этой работе:
Первый — действительно ли теория реинкарнации является универсальной, общерелигиозной и древнейшей.
Второй — признавалась ли идея реинкарнации пророками Ветхого Завета.
Третий — есть ли представление о переселении душ в книгах Нового Завета.
Четвертый — действительно ли раннехристианские писатели до Пятого Вселенского собора признавали идею реинкарнации.
Пятый — действительно ли Ориген учил переселению душ и было ли это учение «отменено» в VI в. на Константинопольском соборе».
«Сатанизм для интеллигенции» (текст и аудиоверсия) — самая известная книга отца Андрея Кураева, посвященная критике оккультизма. Первый том «Сатанизма для интеллигенции» посвящен собственно критике оккультизма (в форме учения Рерихов, как отечественном изводе оккультизма). Второй том носит более общий характер, излагает православное мировоззрение (главным образом те его стороны, которые подверглись наибольшим искажениям со стороны оккультистов).
«Оккультизм в православии»— книга о проникновении в Церковь псевдохристианских, оккультных, неоязыческих воззрений. Отец Андрей не только в последние годы, но уже очень давно занимается важнейшим делом — критикой во имя Православия, того что в Церкви православным на самом деле не является.
«Оккультизм в православии» составляют три части. Первая часть посвящена «странным случаям солидарности православного духовенства с оккультистами». Во второй, «центральной» части этой книги речь пойдет о тех издателях и распространителях религиозной литературы, которые сами не высказывают неправославных взглядов, но способствуют (может быть, и не осознавая этого) их укоренению. Ибо во множестве книг, заполнивших сегодня прилавки православной книготорговли, сквозят чисто языческие воззрения. Об этом — статья «Второе пришествие апокрифов». Третья часть книги посвящена проповедникам, которые, не будучи церковными людьми, тем не менее предпочитают публично именовать себя и христианами, и даже православными. В последних двух статьях речь пойдет о рериховцах».
«Христианство на пределе истории» — книга во многом похожая на «Оккультизм в православии», но затрагивает псевдоправославную эсхатологию. Отец Андрей пишет:
«Первая задача этой книги — пояснить, почему христиане не разделяют оптимистического энтузиазма верующих в Его Величество Прогресс. Это наше неверие сегодня почти общеизвестно. В церковной среде любят поговорить о “конце света” и “Антихристовых временах”. Эти наши разговоры слышны и за пределами храмов. Но христианский “пессимизм” вызывает удивление. Удивление неизбежное, ибо пессимизм христиан резко контрастирует с оптимистическими ожиданиями массмедиа. Тем более нужно объясниться. Вторая задача этой книги состоит в том, чтобы вмешаться в только что упомянутые внутрицерковные пересуды и попробовать сбавить градус их накала. Энтузиазм, который охватил людей нецерковных на пороге вступления в “эру Водолея”, отчасти пленяет и людей верующих. У них, правда, этот энтузиазм оказывается мрачным. Безрассудная вера любым слухам, любым “пророчествам” присуща сегодня многим церковным людям. И с той же легкостью и бездумием, с которыми светское массовое сознание приемлет любые новшества, — с теми же легкостью и бездумием многие церковные люди (и церковные издания) готовы в любом новшестве видеть “Антихристово ухищрение” и призывать на борьбу с ним. И это тоже — нетрезвость».
«Церковь в мире людей»: с присущей ему смелостью и остротой о. Андрей Кураев в статьях, составивших книгу «Церковь в мире людей», разбирает взаимоотношения Церкви и современного общества (в том числе и основные претензии и недоумения «внешних» к Церкви): «Откуда у Церкви деньги?», «Грязная тема», «Женщина в Церкви» и пр. Сюда же вошли статьи, которые выходили отдельной книгой «Искушение, которое приходит справа» — о антимодернистских ересях в современном Православии.
«Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиологии»
Отец Андрей Кураев с присущим ему талантом совмещать доступность и эрудицию написал прекрасный учебник по миссиологии. «Перестройка в Церковь» Кураева важна не столько даже историей и методологией миссии (хотя и эта часть выполнена превосходно), сколько богатейшим миссионерским опытом автора, конкретными апологетическими приемами. Эта книга — более полный вариант «Миссионерского кризиса православия», важно что здесь еще разбирается вопрос, почему у Православия так плохо с миссией.
«Кино: перезагрузка богословием» — сборник текстов Андрея Кураева о современном кино, театре и культуре. Большая часть, как явствует из названия, посвящена кино, и, более того, — современному и даже «массовому». Такие фильмы, как «Матрица», «Брат», «Страсти Христовы», «Титаник», отец Андрей Кураев анализирует с православных позиций. Помимо самих размышлений, содержащихся в этом сборнике, «Кино: перезагрузка богословием» важна тем, что живым примером доказало, что такие области, как культура (живая культура, а не «музейная»), открыты православию (или православие открыто им) — возможность, которую пытаются отрицать как противники Церкви, так и некоторые верующие.
Отец Андрей Кураев умеет, как никто другой, говорить о том, что интересно массовой публике, не теряя серьезности и глубины (конечно, остроумия и легкости тоже). Эта книга — тоже живое доказательство, что Православие легко, спокойно, умно, талантливо может работать с современной культурой. «Гарри Поттера» прочитали, кажется, все на нашей планете. Нашлись ревностные православные, которые посчитали талантливую сказку пропагандой сатанизма. Но, даже не беря в расчет их, как православным относится к «Гарри Поттеру»? Советовать ли английскую сказку своим детям? Отец Андрей Кураев пытается в книге «“Гарри Поттер” в Церкви: между анафемой и улыбкой» ответить на эти и подобные вопросы.
Не надо объяснять, что «Мастер и Маргарита» весьма противоречивый роман. С одной стороны, очевидно, что булгаковский роман — гениален, к тому же (так уж вышло), множество людей впервые столкнулись с образом Христа (пусть искаженным) или хотя бы с какой-то духовной проблематикой именно в нем. С другой стороны, христианин не может спокойно относиться ни к булгаковскому Иешуа, ни к его Воланду. Какова же может быть православная оценка «Мастера и Маргариты»?
Отец Андрей Кураев, которого нельзя обвинить ни в фанатизме, ни в потворстве чему бы то ни было, в книге «“Мастер и Маргарита”: за Христа или против?» пытается дать такую оценку. Можно не соглашаться с оценками Кураева, но в любом случае они интересны и аргументированы. Оценка, действительно, парадоксальна: пилатовы главы романа — это взгляд сатаны на Евангелие, но ни в коем случае не взгляд самого Булгакова.
«Протестантам о Православии» (текст и аудиоверсия) — книга, обратившая многих протестантов в Православие, но интересная не только в межконфессиональном ключе, но и просто как замечательное изложение православной веры. Вопросы, которые Кураев поднимает в книге «Протестантам о православии», звучат так: «Действительно ли православие хуже протестантизма? Действительно ли православие держится лишь инерцией традиции и само не сознает своей жизни и своей практики? Действительно ли православные (как говорят протестанты) Евангелие лишь целуют, но не читают? Чтобы человек мог сделать действительно свободный выбор — он должен знать не только критику православия сектами (от толстовцев и рериховцев до пятидесятников), но и обоснование православной мыслью (да, мыслью, мыслью, а не просто «традицией») особенностей православного мировоззрения и практики. В этой книге, собственно, нет критики протестантизма. Есть просто защита и объяснение православия».
В книге «Вызов экуменизма» анализируется как сам феномен экуменизма (и множество значений этого термина — «десять экуменизмов»), так и различия между разными конфессиями и религиями. Особо отец Андрей Кураев останавливается на отношениях Православия и Католичества. Подвергаются резкой критике «экуменические тенденции среди либеральной интеллигенции». «Вызов экуменизма», книга, как и всегда у Кураева, острая, даже резкая. Однако даже если и не соглашаться с выводами отца Андрея Кураева, в аргументированности и логике им не откажешь. Проиллюстрируем позицию отца Андрея, которую он защищает в «Вызове экуменизма» вот таким его резким выпадом: «А это значит, что рекламное шоу под названием «Даешь синтез!» кончится просто образованием очередной секты, которая будет противопоставлять себя всем остальным (чье сознание недоразвилось до принятия их идей)».
Отец Андрей — весьма плодовитый автор, мы перечислили далеко не всё. Еще его книги, а также статьи и лекции — смотрите здесь.