Почти 2000 лет прошло с тех пор, как жены-мироносицы последовали за Христом. История Церкви знала много святых жен, повторивших их путь в миру или в уединенной келье. «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29) – наверное, так можно описать их путь тихого подвига, примера любви, верности, милосердия и постоянства.
И вот, спустя столетия, XX век, такой свирепый и циничный, оказался не менее богатым на подвижниц, чем Древняя Иудея или Рим. В этом обзоре мы расскажем о четырех из них, не самых известных, но, к счастью, оставивших для потомков хотя бы частичные воспоминания о своей жизни в прозе или стихах.
Монахиня Амвросия (Оберучева)
О жизни матушки Амвросии, Александры Дмитриевны Оберучевой (1870–1943 гг.), монахини и врача, стало известно благодаря книге «История одной старушки», появившейся как набор рукописей самиздата. В ней от первого лица описана ее жизнь, какой она и выдалась, без прикрас и сглаживаний. Это очень честный жанр дневника, воспоминаний, мыслей вслух.
Содержимое изложено так, чтобы в повествовании не увидеть отчаяния, сетования, но лишь удивление жизненному многообразию и попытку усмотреть присутствие Бога. Сама матушка назвала книгу удивительно обнадеживающе: «Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий».
Воспоминания начинаются с самого детства, безоблачного и счастливого. Мама Александры относилась к детям, как к Божьему дару, который ей был доверен, чтобы сохранить невредимым от зла и нечистоты. Матушка с братом росли в окружении любви и счастья. Родители старались ограждать их от грубости, боли и горя. Но избалованными они не стали: пример матери, спокойной и целомудренной, был ориентиром. И во времена тяжелых испытаний дети оставались тверды в своих убеждениях и представлениях о том, каким призван быть мир и отношения между людьми.
Александра выбрала для себя профессию врача — для нее это представлялось одним из путей исполнения заповеди служения ближнему. Зная о тяжелом положении бедных, крестьян, о постоянных эпидемиях, она решила стать именно земским врачом. Люди шли к ней толпами днем, а ночью она сама ехала к тяжелоболящим.
Вскоре началась Первая мировая, фронт… Раненые, больные дизентерией и другими болезнями окружали матушку круглосуточно, прося о помощи. В то время она писала:
«Все проносится, как страшный сон; нет ни одной души, кого бы я знала лично, никому нет дела до меня, и я сама забываю, что существую».
И вот, после трудных лет революции и Гражданской войны, — в 1919 году постриг в монахини. Наставник благословил матушку идти в мир и служить людям врачебным даром. Тяжелейшие испытания, ссылка, заключение — все это описано автором довольно кратко и даже по-медицински отстраненно. Но как же укрепляюще действует это описание на читателя!
К сожалению, последние годы жизни матушки трудно восстановить, остались лишь обрывки воспоминаний. Известно лишь, что умерла она на руках своих друзей от инсульта в 1943 году.
Новомученица Татьяна Гримблит
Новомученица Татьяна Гримблит (1903–1937) выбрала путь служения ближнему, по образу святой Анастасии Узорешительницы и Филарета Милостивого, в чей день памяти она родилась. Внучка известного томского пастыря, протоиерея Антонина Мисюрова, воспитанная им в самоотверженной любви к Богу и ближнему, она верила, что любовь «не ищет своего», и отдавала все, что имела, заключенным, не различая, какой веры они были или по какой статье находились в несвободе.
После революции количество тюрем и лагерей по стране стремительно росло, и Татьяна старалась охватить помощью и родной Томск, и соседние города, чтобы помогать узникам и «врагам режима». За ней следили, арестовывали ее, отпускали, но она непоколебимо продолжала помощь узникам.
Татьяна Николаевна была знакома со многими священниками, томившимися в тюрьмах и лагерях, переписывалась с ними, считала их близкими людьми.
В очередной ссылке в Туркестане в 1928 году совершенно неожиданно ее отпустили и предоставили право выбрать место проживания. Она переехала в Москву, пела на клиросе в храме Николы в Пыжах и продолжала собирать помощь заключенным теперь уже в Москве. И спустя три года — вновь арест и ссылка в пермский лагерь.
Тут Татьяна начинает изучать медицину и приступает к работе фельдшером, воодушевленная тем, что снова может послужить ближним. По окончании срока, в 1933 году, она устроилась работать врачом в больнице. Продолжая и свое подпольное тюремное служение, она теперь имела возможность ухаживать, утешать, поддерживать разговорами и верующих больных, за что и было на нее донесено коллегами по медицинскому цеху. В 1937 году Татьяну Гримблит приговорили к расстрелу.
Новомученица Татьяна Гримблит не успела оставить ни мемуаров, ни дневника, но сохранились письма, которые она писала своим близким людям, сохранились некоторые ее стихи, сохранилось ее житие в книге о новомучениках Российских. На сайте «Предание» есть документальный фильм, посвященный этой самоотверженной женщине.
Елена Казимирчак-Полонская
Возможно ли в атеистическом государстве заниматься наукой и при этом продолжать тайную проповедь? Именно таким неординарным был путь ученой-астронома, тайной монахини, религиозного философа, Елены Казимирчак-Полонской (1902–1992). Ее именем даже названа малая планета и пояс астероидов между Сатурном и Ураном.
Елена родилась в дворянской семье, проявляла интерес к языкам и точным наукам, к творчеству и музыке. Родители были людьми далекими от веры, и поиск смысла жизни стал самым главным вопросом для нее. О своем приходе к вере в Бога она написала уже на закате жизни в книге «О действии благодати Божьей в современном мире».
В 20-е годы она была активным членом Русского студенческого христианского движения (РСХД), которое возглавлял протоиерей Сергий Булгаков (он и крестил Елену). Там она и познакомилась со многими известными в эмиграции верующими: протоиерей Василий Зеньковский, священник Александр Ельчанинов, мать Мария Скобцова. В 1934 году защитила докторскую диссертацию в Варшаве на тему «О планетоцентрическом движении комет», вскоре вышла замуж и родила сына Сергея.
Семейное счастье было недолгим: началась Вторая мировая война, которая застала ее во Львове, где она работала старшим научным сотрудником. Много испытаний выпало на ее долю: поиски мужа и матери в лагерях смерти, скитания и нужда с сыном, но во всем она видела Божью помощь ей и указание пути.
После войны Елена с матерью и сыном едет в послевоенный Херсон, в Советский Союз. Но зачем? Ведь риск того, что ее непременно отправят в ГУЛАГ, она отлично осознавала. И все же, получив благословение отца Сергия Булгакова, она стремится в Россию, надеясь, что сможет хотя бы подпольно проповедовать слово Божье в атеистическом обществе.
Ее путь по возвращении оказался невыносимо суров: постоянные подозрения институтских коллег на 58-ю статью о «враге народа», невозможность открыто исповедовать веру, ходить в церковь, отказ властей разрешить въезд выжившего мужа из Польши в Россию и запрет на выезд ее в Польшу для встречи, и самое страшное испытание — скоропостижная смерть сына от брюшного тифа. В 1952 году, в разгар «чистки» с «врагами народа», ее арестовывают и отправляют в Бутырскую тюрьму.
Там происходит то же самое, что когда-то в Польше, когда фашисты, приставив ее к стенке, были настолько поражены ее проповедью о любви и вере, что отпустили ее, крикнув вдогонку «беги!». А теперь следователь, который устраивает ей изматывающие допросы, проникается убеждениями этой необычной христианки. Допросы превращаются в религиозные споры. И вот уверовавший чекист настаивает на полной невиновности Елены, и ее отпускают домой.
Елена Казимирчак-Полонская вновь занялась научной работой, постоянно помогала всем людям, обращавшимся к ней за помощью. Елена Ивановна создала подпольный кружок, куда приходило много людей, интересующихся верой. Некоторые из них стали впоследствии священниками. В 1987 году она принимает постриг, но продолжает вести активную миссионерскую деятельность. На закате лет она создает в Санкт-Петербурге больницу им. Ксении Блаженной для неимущих и покинутых престарелых людей.
Так всю свою жизнь до самой смерти в 1992 г. монахиня Елена, следуя за Христом, стараясь верить в людей и видеть в них лучшее, сеяла слово Божье и открывала людям всю красоту сотворенного мира через свое научное служение.
О ее жизни снят небольшой документальный фильм из цикла «Петербургские заступники».
Геронтисса Гавриилия (Папаянни)
Геронтисса Гавриилия (Папаянни) (1897–1992) — известная православная греческая схимонахиня, физиотерапевт, миссионер, всю свою жизнь посвятившая служению Богу, больным людям и молитве. Ее нередко называют греческой матерью Терезой.
Родилась она в Константинополе, в богатой и знатной семье. Она описывает свое детство как нескончаемый поток любви и заботы со стороны родителей и старших братьев и сестер. Она была самой младшей в семье, и все ее любили и баловали, постоянно носили на руках. В своей автобиографической книге «Подвиг любви» матушка позже напишет, что тот заряд любви, который был получен ею в семье, она несла по миру и служила этим даром Богу.
Гавриилия получила хорошее образование и работала в разных больницах в Афинах. Будучи физиотерапевтом, она там же открыла собственную клинику после Второй мировой войны. А уже в 1955 году Гавриилия решает продать все свое имущество и без денег уезжает в Индию, где в течение пяти лет лечит прокаженных и проповедует православие. Для нее главным языком проповеди был язык любви, дел милосердия и собственного примера. Возможно ли простым лечебным массажем ступней утверждать веру? Но именно таким нестандартным и был ее путь.
В 1963 году Гавриилия принимает постриг в малую схиму и 16 лет ездит по миру с проповедью и помощью больным и нуждающимся. И еще несколько лет — полузатворническая жизнь на квартире. Два последних года жизни она жила в монастырь на острове Лерос в полном безмолвии, приняв великую схиму. Там же и была похоронена в 1992 году.
Удивительно, какими же разными были эти женщины, с совершенно уникальными судьбами, но объединяло их одно — цель жизни как возможности с максимальной самоотдачей исполнить заповедь о любви к Богу и ближнему.