Сегодня нам предстоит совсем краткая паремия из Книги Варуха, которая даже не относится к основному канону Ветхого Завета. Почему же Церковь включила чтение из нее? |
Варух был учеником и секретарем пророка Иеремии, самого трагичного пророка Ветхого Завета (VII в. до Рождества Христова). Варуху пришлось быть свидетелем презрения к слову Господню – и кары, которая постигла за это царский дом, священство и весь народ (Храм был разрушен, царю выкололи глаза, а народ уведен в вавилонский плен). Его учителя не просто не слушали. Пророчества Иеремии уничтожались, сам он терпел такие издевательства от соплеменников, что даже желал себе смерти. Сердце Варуха разрывалось, когда он видел, что терпит учитель. Но и самому ему было трудно: образованный человек, он мог бы сделать хорошую карьеру, а вместо этого гнев и презрение падают и на него. В Книге Иеремии сохранился такой фрагмент: 1 Слово, которое пророк Иеремия сказал Варуху, сыну Нирии, когда он написал слова сии из уст Иеремии в книгу, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского: 2 так говорит Господь, Бог Израилев, к тебе, Варух: 3 ты говоришь: “горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя”. 4 Так скажи ему: так говорит Господь: вот, что Я построил, разрушу, и что насадил, искореню, – всю эту землю. 5 А ты просишь себе великого: не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь, а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь. Варух так переживал из-за несправедливостей, что даже заболел. Он изливал свои жалобы перед Всевышним, – и Господь ответил ему. Но, вопреки ожиданиям, Господь не обещает ему спокойной и легкой жизни. Господь не обещает ему даже того, что сделает Варуха кем-то великим – как был велик его учитель, к примеру. Господь обещает одно: в грядущих трудностях, когда многие погибнут или станут рабами, потеряв себя, Варух сможет сохранить свою душу, жизнь, личность. Варух поверил Богу, и в памяти уцелевших в рассеянии Варух остался как человек, продолживший дело своего учителя и в Вавилоне. Но если Иеремия был понуждаем Господом пророчествовать разрушение, то Варух становится образом народного исправления. Удивительно, но в народной традиции (и, очевидно, не без воли Божией!) Варух все-таки обрел величие. Много веков спустя, тоже в довольно непростое для Израиля время насильственной эллинизации (II-I вв. до Рождества Христова), появляется книга, где в уста Варуха вложена покаянная молитва-исповедь и поучение народу держаться Бога и Его Закона. Они вполне соответствуют духу Варуха. Но более удивительно, что в поучении, составленном анонимным автором, действительно оказалось пророчество! Его-то Церковь и избрала в качестве паремии Рождественского сочельника. |
Пятая паремия Рождества (Вар. 3:36-38 – 4:1-4) |
Начинается это поучение славословием Бога за Его Премудрость. Бог творит мир, посылает в него свет, наполняет жизнью, и даже вступает в диалог со звездами (Вар 3:32-35). 36 Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним! – восклицает автор книги. 37 Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. Бог не только создал этот мир и людей. Он избрал и возлюбил один народ на земле – Иакова-Израиль. Богу ничего не жаль для своего возлюбленного народа, и Он открывает ему законы жизни, подлинную Премудрость, дарует ему Свой закон, Пятикнижие Моисея. Как эта живая мудрость отличается от эллинских искусств и образа жизни, которые усердно насаждались во время написания книги! И вот в книге появляется удивительная строка: 38 После того Он явился на земле и обращался между людьми. Перевод, как в Синодальном, возможен, но выглядит это как инородная вставка, хотя и гениальная. Лучше все же перевести: После того Она (т. е. Премудрость) явилась на земле и общалась между людьми (слав. и греч. без указания рода: Посем на земли явися и с человеки поживе). В таком случае буквально можно понять, что премудрость сделалась достоянием людей. Но для тех, кто умеет видеть дальше и глубже, здесь говорится, что Божья Премудрость воплощается, Сама приходит на землю (пророк в своем видении говорит об этом как о свершившемся факте). Премудрость – не просто метафора, не просто одно из свойств Божиих. Во многих местах Ветхого Завета, но особенно в книге Притч (Притч 8:22-31) о ней говорится как о Ком-то, кто имеет самостоятельное бытие, и при этом всегда с Богом. “И Слово было с Богом” – скажет о Ней Иоанн Богослов. Премудрость – это Сам Христос. |
Что нужно, чтобы жить? |
1 Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. 2 Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. 3 Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя — чужому народу. 4 Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу. “Прислушайтесь к сказанному! Верьте!” – возвещает автор книги от лица Варуха. Это слово – на века. В нем – ваша жизнь, в нем свет и ваша слава. Поверить в то, что Бог дал Свое Откровение в Священном Писании, и эта книга принципиально глубже и важнее всех остальных книг мира, – уже непростой шаг. Но поверить в то, что Сама Божественная Премудрость, Христос, может воплотиться и жить среди людей – еще труднее. Обратись, возьми книгу Закона и заповедей – и ты не умрешь. Обратись, возьми Евангелие и ходи в сиянии света Христа-Премудрости – и ты будешь жить! Нет ничего более значительного в жизни, как узнать мудрость Божию, сокрытую в Библии, и узнать Самого Христа. Познать, зачем Он пришел, как Он жил, чему учил, чего Он, воплощенная Премудрость, хочет от нас, – и постараться этому соответствовать. Просто неразумно теперь искать каких-то дополнительных откровений, каких-то других мудрецов и экспертов жизни. Все – уже дано. Счастлив тот, кто действительно узнал это. Такой человек, как Варух, сможет сохранить свою душу, и получит много больше, – жизнь вечную, и сияние вечной славы. |