12 апреля 1961 года — первый полёт человека в космос. Прекрасный повод ещё раз поговорить о наукотехнике и религии.
«Гагарин в космос летал, а Бога не видел», — такой аргумент предложил Никита Хрущев для борьбы с религией. Может быть, полет в космос и христианство и правда как-то связаны?
«РАКЕТА И СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА, или Скачок из воображаемого во внешнее пространство, именуемое “реальностью”» — статья В. Гигерича. Отталкиваясь от высказывания Хрущева, как бы по-юродски наивно понимая его, он выводит само понятие «реальности», «фактичности» — вещи столь фундаментальной для нас, что мы ее не видим — из абсолютного ФАКТА воскресения Христа. Христос представляет собой нулевую точку реальности, первый факт, давший возможность выйти из языческой мути, тем самым — помимо прочего — создавший возможность науки, техники — ракеты.
АСТРОНАВТИКА КРЕСТА. Здесь Секацкий продолжает мысль Гигерича из эссе «Ракета и стартовая площадка». Христианство породило «фактичность факта» (факт Воскресения Иисуса). Изобретение факта позволило христианскому миру породить науку и технику — ракету.
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ. В этом эссе Секацкий развивает мысли, намеченные в «Астронавтике Креста».
«Ракета, стартующая с космодрома, выбрана не случайно, мы еще увидим, что космический полет есть прямое богословское действие, хотя и далеко отстоящее от канонического богословия первых веков христианства» — это (основание Факта и следующие за ним наука и техника) лишь один из примеров «прямого богословского действия».
«Конфигурация факта всегда была самым чужеродным, не перевариваемым вкраплением для «эзотеризмов» всех мастей, и, напротив, она абсолютно органична для христианского вероучения. Если сегодня сравнить выступления в прямом эфире ученого и священника (и прежде всего «ответы на вопросы») нетрудно заметить как они одинаково морщатся при упоминании гороскопов, как похоже реагируют на проявления кликушества. Лишь в споре между собой они акцентируют разногласия».
«Собственно космический полет стал самой очевидной репетицией вознесения, его материализованной метафорой. Идея преображения и вознесения соединяет веру с наукой, в том числе и посредством теологии прямого действия».
Другие статьи по теме
Все уверены, что существует спор между религией и наукой. Так ли это на самом деле — рассказываем в подборке «30 книг о религии и науке». Там — об истории отношений техники и религии, разбор путаницы в понятиях и многое другое.
На самом деле проблема скорее в сфере массового воображения: религия — это из Средневековья, «монахи и церемонии», а наука — из будущего: ракеты и межзвездные путешествия. Рекомендуем нашу подборку «Религия в научной фантастике».
В сердцевине же проблемы — опять же на уровне массового воображения — атеизм. Атеизм как будто «доказан» наукой, религия же, напротив, «опровергнута». Об атеизме мы делали отдельный большой материал. Также в недавней статье касались вопроса о том, как в разные эпохи конструировался дискурс о Боге, в частности — почему в наше время «Христос» и «истина» больше не противостоят друг другу. И следовательно, вопрос «науки и религии» снят.
Может ли что-то быть лучше новостью в день космонавтики!