Он сходит во ад, чтобы достичь самых глубин, и выходит оттуда победителем – для чего?
Есть тайны, которые останутся тайнами навсегда. Мы не знаем и никогда не узнаем, как совершилось величайшее чудо Воскресения Христова.
Может быть, Он вернулся к нам на раннем рассвете, в тот необыкновенно тихий полуутренний-полуночной час, когда уже уснули самые упрямые совы и еще не проснулись самые неугомонные жаворонки. Час тишины, час ожидания, час, который почти никто никогда не видит. Когда воздух полон серой рассветной хмари и все живое спит. И спала стража у костра при Его гробе, и спали ученики, и спал весь мир.
Все замерло, и только в саду, где был Он похоронен, дрожала утренняя роса на узких, серо-зеленых в рассветном полусвете листьях. Чудо свершилось в тишине, слишком всеобъемлющее, слишком непостижимое, чтобы являть себя. Христос воскрес! – первой об этом узнала соскользнувшая на Его волосы и плечи роса, еле слышно зашуршавшая под Его ногами влажная трава, укрывшие Его под рассветной дымчатой сенью деревья, а взошедшее солнце ослепительно озарило уже свершившееся чудо и уже спасенный мир.
Мы никогда – по крайней мере, не в этой жизни – не узнаем тайны первых минут Воскресения, Его первого вздоха, первого взгляда из-под вновь открывшихся век, первого звука, коснувшегося Его слуха. Он не звал учеников бодрствовать у Гроба – наверное, никто, кроме Отца, не мог разделить с Сыном великую тайну восстания из мертвых. Никто не бдел над Погребенным, ожидая Его обратно. Никто не приветствовал Его в новой жизни. Он Сам приходит к нам и приветствует: радуйтесь!
И нет ничего, что стоило бы радости больше, потому что это радость о том, что самого страшного больше нет. Он пронзил смерть, пройдя ее насквозь, наполнив ее Собой – и больше нет разлуки с Богом, на которую был обречен мир после грехопадения прародителей. Смерть отныне – не тоскливый шеол, на который обречены и грешники, и праведники, не тупик души, теперь смерть – это врата Встречи, порог, на котором мы встречаемся с Богом лицом к лицу.
Несколько раз в Евангелиях Иисус говорит одну и ту же фразу: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Он обещает: всякий верующий в Меня не погибнет, но будет иметь жизнь вечную. Он рассказывает притчи о царе, прощающем раба, об отце, обнимающем блудного сына, Он бесконечно много говорит о милости и спасении. Но никто из Его собеседников и слушателей не знает, какова цена этих слов, что готов отдать Христос ради того, чтобы наше спасение оказалось в Его руках.
Новый завет был заключен на крови Бога, мы, по слову апостола Павла, куплены дорогой ценой. И эта бесконечно дорогая цена заплачена не для того, чтобы удовлетворить справедливость Закона и покарать грешников, а для того, чтобы Господь мог миловать просящих о милости, соединяться с теми, кто устремлен к Нему.
Если бы Он хотел отомстить нам за наши грехи, то не было бы крестной муки и Воскресения из мертвых. Закон суров – согрешил, умер, в ад. Ведь безгрешных нет. А Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим 14:9). Не было нужды проходить через страсти и Крест, чтобы Своей властью лишь подтвердить то, что и без того было до Воскресения.
Его власть – во спасение, только во спасение, и Он сделал все, чтобы получить эту власть защищать нас от самого страшного. Господь идет на смерть и воскресает из мертвых, чтобы нас помиловать и пожалеть. Он сходит во ад, чтобы достичь самых глубин, и выходит оттуда победителем – для чего? Чтобы не стало во вселенной бездн, откуда не докричишься до Бога. Он сошел в ад и освободил пленников, отпустил измученных на свободу, спас не смевших и просить о спасении.
Он Собой прикрыл нас от самого жуткого, что только может быть, – от вечной разлуки с Богом. Теперь никто и никогда, кто любит Господа и хочет быть с Ним, не останется без Него.
Христос воскрес!